В июле 2014 года одна из самых успешных тольяттинских компаний в сфере автобизнеса празднует свой юбилей – «Тон-Авто» исполняется 15 лет.
В июле 2014 года одна из самых успешных тольяттинских компаний в сфере автобизнеса празднует свой юбилей – «Тон-Авто» исполняется 15 лет. В деловом портфеле компании сегодня имеется 4 бренда: LADA, Renault, Toyota и Lexus. Как все начиналось, каково это – продавать автомобили сразу четырех марок, и как вообще ведется бизнес по-тольяттински? Об этом в нашем интервью с генеральным директором «Тон-Авто» Александром Курылиным.
- Компании «Тон- Авто» 15 лет. С чего всё началось?
- Все началось в 1999 году с продаж автомобилей ВАЗ – появился салон «АвтоДом», который впоследствии был переименован в «Авто- Планету». Сегодня «Авто-Планета» - один из ведущих дилеров LADA, что неоднократно подтверждено руководством завода. Однако тогда, 15 лет назад, все было далеко не так гладко. В 2002 году в Тольятти разгорелся настоящий кризис – машины не продавались вообще. Тогда «Тон-Авто» нужно было переформатироваться, к тому же именно в то время люди начали все чаще смотреть в сторону иномарок. Стали анализировать – что имеется в городе из иностранных брендов? Что можно нового предложить тольяттинцам? Так выбор пал на Toyota, этой марки в Тольятти еще не было. И в 2002 году мы начали строительство временного центра по продажам автомобилей знаменитого японского бренда. Первую «Тойоту» мы продали в 2003 году – это была Corolla. А в 2005-м «Тон-Авто» открыл дилерский центр «Тойота Центр Тольятти» и подписал дилерский договор. Дилерами марки Renault мы стали в 2007 году – этот бренд практически сам «упал» в наши руки. Дело в том, что поступило предложение непосредственно от Renault: «Не хотите ли стать дилером?». Мы решили попробовать. Первые шаги делали с трудом: популярного сегодня Duster еще не было, а Renault Symbol вызывал столько вопросов по дизайну, что шансов продавать больше трёх машин в месяц просто не предоставлялось возможным. Это было такое время. И что мы имеем сегодня? Renault – чуть ли не самая популярная иностранная марка в России. Я недавно был на конференции и видел цифры развития Renault на нашем рынке: в 2006 году в России было 26 дилерских центров, и они продавали какое-то смешное количество машин; в 2010 году, когда «Логан» уже достаточно сильно закрепился, дилеров уже было 80, и продавали они порядка 50 тысяч машин в год. Сегодня у Renault в России 160 с чем-то дилеров и продажи более 200 тысяч автомобилей.
Ну и в 2007 году мы открыли дилерский центр Lexus – наши японские партнеры положительно оценили качество работы «Тон-Авто» и доверили нам премиум-марку.
- Я знаю, что «Тон-Авто» работает не только в Тольятти…
- Да, в 2007 году мы стали уполномоченным дилером Toyota в Ульяновске и там дилерский центр по размерам даже больше тольяттинского.
- У каждого бренда разные философии, методики продаж, разный уровень технического обеспечения и требования к кадрам. Применяете ли вы те или иные инструменты управления одного бренда к другим во благо более эффективной работы?
- Конечно. Даже более того… Например, клиентская служба сегодня в Renault не обязательна. Эта служба, которая занимается контролем качества послепродажной подготовки автомобиля. Однако мы – «Тон-Авто» - это ввели два года назад. А со следующего года это будет в Renault обязательным правилом: во всех салонах марки обязательно будут клиентские службы, а не по желанию. То есть мы сработали на опережение, потому что заботимся о наших клиентах. Пришел, купил и про тебя забыли – это не про «Тон-Авто». Каждый наш салон обязательно отслеживает дальнейшую судьбу машин и их владельцев: мы приглашаем их на все наши праздники, знакомим с новыми моделями и услугами и, естественно, предлагаем качественный сервис. Есть ли какие-то проблемы или претензии, наша клиентская служба разбирается и устраняет все эти проблемы.
Подобная методика теперь используется и в салоне «Авто-Планета». Мы входим в десятку лучших дилерских центров LADA в России по качеству обслуживания, мы «растем», и у нас растут продажи. Как минимум на 10% «Авто-Планета» перевыполняет план, это знак того, что тольяттинцы нас знают и доверяют нам. Дело в том, что два года назад департамент послепродажного обслуживания АВТОВАЗа приезжал к нам в салон Renault. Смотрели, как и что устроено, и практически все изменения, которые сегодня в обслуживании LADA есть, взяты из опыта компании Renault и… нашего дилерского центра Renault!
- Сколько сегодня работников в «Тон-Авто»?
- У нас работает более 400, еще 100 – в Ульяновске. Каждый сотрудник – это высококвалифицированный профессионал, который не просто знает свое дело, но и любит его – от менеджера по продажам до слесаря. Естественно, это отражается на конечном результате. В автосалонах «Тон-Авто» с уважением относятся к своим клиентам, предлагая им услуги высшего качества.
- Какие у вас критерии подбора персонала? В том числе, руководителей любого ранга.
- Самое важное – способность видеть перспективу, поставить цель и её достигнуть. На самом деле, это очень трудная задача. И далеко не каждый умеет.
- Из четырёх брендов, представленных «Тон-Авто», кто сегодня в условиях падающего рынка крепче стоит на ногах?
- По возрастанию: Toyota, Renault, Lexus и LADA. Обиднее всего, конечно, за «Ладу». Тот результат, который мы сегодня имеем – спад продаж, отток капитала, отсутствие разработок, это ведь всё из-за высасывания инвестиций. Вот сегодняшнее сокращение это и есть ответ экономики на пассивное отношение жителей города к своему родному заводу и к городу в частности. Сейчас АВТОВАЗ находится в сложной ситуации, которую пытается выправить его новый президент – Бу Андерссон. Лично мое мнение: дай-то Бог, чтобы у нас и после Андерссона был ещё один иностранец. Я очень сильно волнуюсь, что сейчас он много работает, а потом придёт какой-то другой начальник и инвестиции пойдут в Москву. И опять никаких новых машин, никаких новых заводов. В этом году, в марте, компания для наших клиентов организовывала проведение театральной недели, я решил пригласить артистов на экскурсию на завод, на АВТОВАЗ. Они ходили и удивлялись, насколько всё чисто, какое у нас, оказывается, современное производство. Так что меня берёт гордость за то, что сделано. Один из вазовских руководителей мне сказал, что первые два года в условиях изменения будет сложно, а потом станет проще работать всем. Мы станем кластером автомобильной группы Renault-Nissan-АВТОВАЗ.
- Вы успешный бизнесмен. Зачем пошли в политику? Ведь вы баллотировались в мэры Тольятти и были мэром Жигулевска.
- Я просто хотел сделать мир лучше. Ситуация очень простая. Заметьте, только в молодости у людей дерзкие амбиции, а потом с годами они превращаются в «мёртвых пней», которые всё знают и не намерены менять свою точку зрения. Поэтом здесь позиция такая, что, пока ты не получил массу отрицательного опыта, ты хочешь сделать что-то большее. Я подумал, почему бы и нет? Познавательный опыт он тоже полезен.
- Какие сейчас основные задачи «Тон-Авто»?
- Вывести наших сотрудников на новый уровень. Нужно чтобы мы все стали на голову умней. Надо учиться новому, изменить своё видение. Мы должны стать умнее, лучше, и научиться работать, экономя энергию, для рывка в ближайшем будущем. Это как минимум. А как максимум: работать качественно и рисковать по-умному, потому что без риска ничего не бывает. Сегодня все боятся, что кризис и тому подобное, но надо видеть и прислушиваться к тому, что нужно покупателю.
- Что бы вы хотели пожелать своему коллективу?
- Главное – ничего не бояться. Не надо строить перед собой стен, психологические барьеры надо ломать. Спорить, доказывать, решать – это самое основное, это и есть жизнь. Не должно быть чинопочитания. Когда работники такие, то труд получается раскрепощённый и осознанный. И тогда не надо ничего специально придумывать, и что-то сильно контролировать. Люди всё сами будут делать правильно. И тогда всё будет для клиента. Вот у меня такая мечта: приходить в компанию, где работают счастливые сотрудники.
Беседовал Сергей Запивахин
« Предыдущая публикация Все публикации