Две педали – теперь и на «Приоре»

Две педали – теперь и на «Приоре» 03.12.2014

Коробка передач-«автомат» – жизненно важная система для мегаполиса, где ситуация с дорожным движением осложняется год от года. Это отлично понимают автодилеры Санкт-Петербурга, которые не раз заявляли руководству АВТОВАЗа о том, что «Ладе» нужна автоматическая трансмиссия. Сначала АВТОВАЗ внедрил на «Грантах» и «Калинах» японский «автомат», а сегодня пошел дальше: «Приора» получила «робот», созданный на пару с немецкими инженерами. И, памятуя об инициативе питерских дилеров, АВТОВАЗ именно в Северной столице дал старт продаж новой модификации LADA Priora.

Педаль сцепления? Нет, не слышали

«Робот», а говоря технически, автоматизированная механическая трансмиссия, устанавливается на LADA Priora с октября 2014 года. Надобность в третьей педали отпала: выжимает сцепление специально обученный механизм. Еще два мини-двигателя переключают скорости – это избавляет от необходимости постоянно дергать рычаг. Вся система управляется компьютером, который настроен вместе с немецкой фирмой ZF. Автоматизированная механическая трансмиссия позволяет двигаться как в полностью автоматическом, так и в ручном режимах: повышается комфорт автомобиля и экономится топливо.

Какова роботизированная «Приора» на ходу? Совмещает ли она комфорт «автомата» и динамику «механики»? Проверить несложно – машина уже доступна для тест-драйвов у дилеров.

Продажи новой версии «Приоры» уже идут по всей России, но одними из первых покупателей стали клиенты петербургского дилерского центра «Питер-Лада». Трое автолюбителей переселили на новенькие «Приоры» со своих машин российского и иностранного производства, а вот четвертая LADA Priora с АМТ, ключи от которой вручили в этом салоне, имеет особую историю: муниципалитет при поддержке бизнес-сектора передал этот автомобиль для перевозки пассажира с ограниченными возможностями. Девятнадцатилетний Дмитрий страдает от церебрального паралича, он посещает специальное учебное заведение, которое находится в 33 километрах от дома, а без автомобиля это невозможно. Несколько лет назад семье Дмитрия по социальной программе была выделена «Ока», но сегодня возникла необходимость в замене машины. Передавая автомобиль, сотрудники салона «Питер-Лада» отметили, что автоматизированная трансмиссия заметно упрощает процесс вождения, сам автомобиль комфортабелен и имеет вместительный багажник, в который, при необходимости, поместится инвалидная коляска.

«Приора» с АМТ: и погонять, и пофланировать

С момента своего рождения роботизированные коробки передач успели подпортить свой имидж. То дергаются они, то мрут как мухи… Однако время шло, и были разработаны совершенно новые системы, более умные и более надежные. А что русскому автолюбителю нужно? Конечно, надёжность и простота. В случае с «Ладой» поступили проще некуда. Берется обычная вазовская механическая коробка передач и комплектуется электроприводом выжима сцепления и перемены скоростей. Если уж человек справляется с педалью и рычагом, то компьютер сделает не хуже. И наоборот – намного лучше! АМТ переключает скорости гораздо быстрей и точней, чем самый опытный водитель, она не допускает лишних перегазовок и экономит топливо. Наконец, она снабжена «защитой от дурака» – к примеру, не позволит включить первую передачу на 120 км/час. Но это не значит, что перед нами скучный агрегат с тугодумными реакциями. Если хочется «светофорной гонки», АМТ позволит стартануть «с дымком»… А если хочется плавно катиться, не суетясь с рычагом и педалями, то АМТ будет сама переключать передачи. Таковы две ипостаси новой коробки передач – она и «автомат», и механика» в одном лице. Разберем ее функционал по очереди.

Автоматический режим

Внедрение АМТ не было бы возможно без серьезной переделки силового агрегата, и АВТОВАЗ учел это при развитии своей техники. Сначала перешли с тросового привода педали газа на электронный – таким образом, компьютер автомобиля управляет тягой сам, а человек лишь задает ему свое желание. Второй шаг АВТОВАЗа – внедрение нового немецкого механизма переключения. Это кардинально повысило четкость работы коробки. Наконец, пришло время АМТ – АВТОВАЗ взял проверенный блок актуаторов от немецкой фирмы ZF. Аналогичные схемы применяются и на некоторых иномарках, к примеру, на Citroen DS3. Но для «Лады» система получила совершенно новые настройки, соответствующие характеру российского автомобилиста. Что ж, проверим…

Заводим машину, предварительно нажав на тормоз – иначе мотор не пустится. Дальше переводим джойстик в положение «А» и всё – умная электроника сама поймет, как Вы хотите ехать. Быстро, плавно, или экономично – АМТ переключает передачи в зависимости от интенсивности воздействия на педаль газа. Если при разгоне долго удерживать педаль, машина будет позже переключаться на повышенную, если педаль приотпустить, АМТ повысит передачу.

Во время поездок на «Приоре» с АМТ возникает ощущение, будто машину ведет очень аккуратный и опытный водитель. Да, микроскопические рывочки при разрыве потока мощности ощутить можно… Сцепление-то одно. Но насколько все делается быстро, мягко и аккуратно! Возьмем классическое упражнение «старт в горку». На «механике» водитель должен плясать обеими ногами на педалях и ловко орудовать «ручником». А здесь – просто отпускаешь ногу с тормоза, и газуешь. Или вообще можно удерживать машину педалью акселератора. Приотпустил – покатилась назад, чуть нажал – остановилась. Еще немного поддал газку – поехала. Удивительно точная и комфортная настройка всей системы. Очередной удачный опыт сотрудничества российских и немецких автостроителей.

Механический режим

Обычно после «автомата» пересаживаться на механику не очень комфортно. Но если соскучился по самостоятельному управлению машиной или нужда заставляет (к примеру, скользко и надо тормозить двигателем) – то мануальный режим АМТ к нашим услугам. Легкие движения джойстиком, без сброса газа, и машина рвется вперед. Один-два качка рукой назад – пониженная передача – и двигатель ревет, замедляя автомобиль. Интересная особенность – если хочешь динамично разгоняться, мануальный режим это позволяет. Но если впереди замаячил красный свет, вовсе необязательно перебирать передачи вниз, достаточно отпустить педаль газа, и вместе с падением оборотов АМТ сама включит 4-ю, потом 3-ю, и так до полной остановки.

В общем, на серийной основе создан весьма жизнеспособный агрегат. Неудивительно, что в будущем АМТ получат и другие автомобили LADA, в том числе LADA Vesta.

Григорий Воронов



Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



 
Scroll to up