Андрей Дементьев: «ОАО „АВТОВАЗ“ является уникальным объектом»

16.10.2009 9:24

Андрей Дементьев: «ОАО „АВТОВАЗ“ является уникальным объектом»

Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрей Дементьев прокомментировал ситуацию на ОАО «АВТОВАЗ» в разрезе диверсификации (изменение ассортимента продукции — ред.) экономики Самарской области.

Автомобильная промышленность отнесена к числу приоритетных в программе антикризисных мер Правительства на 2009 год в связи с тем, что она имеет значительный мультипликативный эффект и способствует импортозамещению и развитию высокотехнологических производств сообщается на официальном сайте Минпромторга , что в целях обеспечения финансовой устойчивости предприятий автомобильной отрасли, на федеральном и региональном уровне реализуется комплекс антикризисных мер, стимулирующих внутренний спрос на автотехнику отечественного производства, в том числе, выпускаемую на крупных градообразующих предприятиях.

Так, согласно предварительным расчетам, реализация вышеуказанных мероприятий позволит стимулировать в 2009 году продажи автомобильной техники производства ОАО «АВТОВАЗ» в объеме более 128 тысяч единиц, что составит более 40% от запланированного объема производства автомобилей. Что само по себе, однако, не обеспечит прибыльное функционирование этого вертикального интегрированного гиганта.

Действительно, с точки зрения масштабов производственного комплекса и своего социально-экономического значения ОАО «АВТОВАЗ» является уникальным объектом. Однако с точки зрения системы принятия решений по моногородам эта ситуация не является исключительной.

Речь идет о том, что единственное возможное решение для такого типа объектов — диверсификация структуры моногорода и создание новых рабочих мест. Для Министерства промышленности и торговли это является стратегической целью. Необходимое условие её достижения — согласованная работа органов власти всех уровней, с привлечением бизнес-структур и общественных объединений, и собственно менеджеров и акционеров АВТОВАЗа. На примере Самарской области мы планируем это взаимодействие поставить на системную основу.

Важно определиться в главном. Как соотнести сильные стороны города Тольятти с программой развития автопрома и программой реструктуризации ОАО «АВТОВАЗ».

В этом смысле, говоря о мерах поддержки, необходимо отметить, что не для всех высвобождаемых работников ОАО «АВТОВАЗ» необходимо создавать готовые рабочие места. Для части людей необходимо создать условия для начала собственного дела. Такой город, как Тольятти, с его кадровым и технологическим потенциалом, имеет существенные перспективы развития, в том числе исходя из планируемых программ локализации компонентов иностранных производителей, которые многократно индицировали необходимость развития так называемых базовых технологий производства компонентов.

Исходя из этого, представляется необходимым дифференцировать задачи. Для большинства работников создать условия для плавного перехода с одного места работы на другое. Для людей, желающих начать собственное дело, необходимо создавать инфраструктуру максимального благоприятствования инициативам. Возможно, что их же собственными руками.

С этой целью мы поддержим существенное увеличение квоты Самарской области и в рамках программы опережающего реагирования на региональных рынках труда для организации временных работ на фактически создании первого в стране промышленного парка таких масштабов. Нами уже озвучивалось предложение по компенсации за счет средств из федерального бюджета затрат работодателей на выплату части заработной платы работникам, занятым на утилизации промышленных объектов. В случае нецелесообразности оказания финансовой поддержки таким предприятиям предусмотрена рекреация земель и подготовка промышленных площадок для реализации инвестиционных проектов.

Кроме того, надо использовать ресурсы и возможности в рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства. Последняя дает возможность организовать стажировки специалистов на зарубежных предприятиях, в частности на Ниссане в Японии. Со своей стороны минпромторг готов с января начать пилотный проект по стажировкам высококвалифицированных рабочих на автомобилестроительных предприятиях Германии.

В целом же выбор программ обучения должен быть тесно увязаны с пониманием потребности в кадровых ресурсах будущих работодателей. Большую роль сыграет Тольяттинский госуниверситет, материально-производственная база которого в случае своего укрепления должна обеспечить подготовку специалистов самой широкой гаммы инженерных профессий.

Со своей стороны Минпромторг дополнительно рассмотрит возможность использования инструментов поддержки таких новых инициатив, многие из которых могли бы также решаться в рамках функционирования особой экономической зоны (ОЭЗ) на территории Самарской области.

Реализация данного проекта должна создать новый импульс в развитии обрабатывающих отраслей промышленности и расширить спектр выпуска высокотехнологичной продукции с высокой долей добавленной стоимости. В проекте ОЭЗ намечена четкая последовательность создания инженерной инфраструктуры. Промышленные предприятия региона на совещании в мэрии Тольятти выразили свою готовность участвовать в реализации данного проекта. Их надо рассматривать как уже существующих инвесторов, каждое предприятие в случае комплексной поддержки начатых инвестпроектов в течение двух ближайших лет сумеет дополнительно принять на работу десятки и даже сотни квалифицированных специалистов.

В качестве базовых инструментов запуска инвестиционных проектов в Самарской области необходимо использовать комплексную систему: бизнес-инкубатор — технопарк — пилотная площадка — ОЭЗ. Такой подход предполагает вариант работы в режиме «greenfield», когда новое производство сделано сразу в соответствии со всеми необходимыми современными стандартами и требованиями.

Понятно, что эта процедура займет несколько лет. Но если эта схема в Самарской области заработает в 2010 году, то можно рассчитывать на реализацию первых проектов уже в 2011-м году. В этом случае к 2015-му году все вложенные инвестиции будут возвращены.

ОЭЗ в Самарской области должна работать параллельно по двум основным направлениям:

Первое связано с профильной квалификацией региона — это производство автокомплектующих для ОАО «АВТОВАЗ» и для других российских предприятий автопрома (включая иностранных промсборщиков). Это направление должно тесно перекликаться с программой реструктуризации ОАО «АвтоВАЗ», поскольку многие выводимые производственные переделы и цеха могут либо сами стать частью ОЭЗ или перебазироваться на новые, изначально приспособленные для современного производства компонентов площади. При этом необходимо ставить задачу производства экспортоориентированной продукции, в том числе для поставки на конвейеры западных автоконцернов.

Второе направление — это достаточно широкий спектр продукции товаров и материалов. Любое предприятие в этой экономической зоне, работающее на этой платформе, способно создать от 200 до 300 рабочих мест. В основном это будут рабочие места с уровнем доходов, превышающем существующий уровень доходов по Самарской области. Продукция таких предприятий по уже существующим исследованиям рынка будет иметь спрос за счет вытеснения импорта низкого качества. Мы со своей стороны как министерство торговли можем содействовать в рамках диалога саморегулируемых организаций максимально благоприятному режиму продвижения тольяттинской продукции в универсальных торговых сетях страны. Хорошие возможности есть и по организации закупок такой продукции по линии ведомств.

Необходимо обеспечить поддержку местным инициативам в рамках государственных программ и региональных проектов. Такие иницативы молодых предпринимателей уже рассматривает Тольяиттинская академия управления, с которой мы будет работать в 2010 году в рамках второго этапа своей ведомственной целевой программы про кадры в высокотехнологичных отраслях промышленности. Есть первые проекты, есть инициативы и самарских предпринимателей, работающих в области новых технологических решений для нефтегазохимии. Это шаг в сторону будущего промышленного округа, которая будет создана в рамках Самарско-Тольяттинской агломерации.

При этом не важно, когда формально начнет работать инструмент ОЭЗ. Некоторые проекты должны иметь необходимый статус и начать реализовываться уже сейчас. В частности, мы предлагаем в рамках разрабатываемой Минпромторгом России федеральной целевой программы (ФЦП) по медтехнике предусмотреть реализацию пилотных проектов и размещение производства современного медицинского оборудования в Самарской области.

Отдавая отчет значению инициатив собственно ОАО «АВТОВАЗ», Минпромторг России рассмотрел основные положения бизнес-плана развития компании на 2010-2014 гг., которые предусматривают реализацию следующих ключевых мероприятий:

  • реструктуризацию производственных мощностей, а также связанную с этим, оптимизацию численности персонала,
  • обновление модельного ряда,
  • реструктуризацию кредиторской задолженности.

В кратком бизнес-плане и набросках плана реструктуризации производственных мощностей, изложены общие направления реструктуризации, сводящиеся к концентрации на ключевых компетенциях компании, с последующим выводом непрофильных (неосновных) активов в самостоятельные компании, либо создаваемые совместные предприятия, либо ликвидируемые с потерей рабочих мест в Самарской области. Следует отметить, что существующий до 2009 года объем производства автомобилей на ОАО «АВТОВАЗ» позволял обеспечить рентабельность полной производственной автономности при высокой степени вертикальной интеграции, однако снижение спроса резко увеличило удельный вес постоянных затрат в себестоимости продукции.

В целях оптимизации производственной структуры, ОАО «АВТОВАЗ» к 2014 году планирует использовать только прессовое, механосборочное и сборочно-кузовное производство. Металлургическое и кузнечное производство, опытно-промышленное производство, производство пластиковых изделий и инструмента, а также энергетическое производство предполагается использовать как базу для развития совместных производств и альянсов (как на территории предприятия, так и с возможным выводом в ОЭЗ).

Также на балансе ОАО «АВТОВАЗ» находятся медико-профилактическая служба в составе медсанчасти и двух санаториев, пять детских оздоровительных лагерей, три жилых комплекса и объекты культуры и спорта. Затраты на содержание социальной сферы в 2010 году могут составить более 1,6 млрд рублей.

В целях снижения размера непроизводственных расходов в структуре себестоимости, а также оптимизации производственной структуры ОАО «АВТОВАЗ», целесообразно в кратчайшие сроки завершить осуществление мероприятий по передаче объектов социальной инфраструктуры в федеральную и муниципальную собственность.

Следует обратить внимание, что в результате передачи социальных объектов в государственную собственность хозяйственная деятельность объектов сохраняется, и, следовательно, сохраняются и рабочие места. Наверное здесь тоже есть повод говорить о малом и среднем бизнесе, поскольку только усиление конкуренции будет способствовать повышению качества таких услуг, о чем говорят и сами рабочие Тольятти.

По мнению Минпромторга России, по завершении процессов реструктуризации и формирования новых резидлентов ОЭЗ, к процессу дальнейшей оптимизации численности следует подойти крайне взвешенно. С целью минимизации высвобождения работников трудоспособного возраста целесообразно осуществлять максимальное высвобождение работников пенсионного возраста, активно используя существующие механизмы государственной поддержки, в том числе участвуя в региональных программах занятости населения, как в части организации общественных работ, так и в части опережающего обучения по согласованной программе.

Касательно запланированных мероприятий по обновлению модельного ряда и реструктуризации кредиторской задолженности следует отметить следующее.

Учитывая негативную динамику по продажам моделей семейства «Классика», «Самара» и, частично, «Приора», продуктовая линейка ОАО «АВТОВАЗ» к 2014 году планируется менеджментом компании в виде моделей семейства автомобилей на платформах «Калина LowCost» и «Renault B0» с суммарным годовым объемом продаж в размере 670 тысяч автомобилей. По мнению Минпромторга России, такая продуктовая стратегия крайне рискованна, так как построена на предложении небольшого количества моделей под одним брендом в одном ценовом сегменте, на сильно фрагментированном рынке, что делает заявленный объем продаж и доходность бизнеса труднодостижимыми. Судя по согласованной на Совете Директоров ОАО «АВТОВАЗ», с участием компании Renault, продуктовой стратегии, существующий партнер в лице Renault, несмотря на продекларированное желание оставаться в числе стратегических партнеров ОАО «АВТОВАЗ», и готовность передавать некие технологии, не обеспечивает потребность в моделях, необходимых для обеспечения эффективного и рентабельного объема производства. Проработанные предложения с альтернативными стратегическими партнерами отсутствуют.

Долговая нагрузка ОАО «АВТОВАЗ» на 1 января 2010 года прогнозируется в объеме 76,32 млрд рублей без учета кредиторской задолженности перед поставщиками в размере 9,76 млрд рублей.

Учитывая, что реструктуризация такой задолженности на рыночных условиях невозможна, менеджмент компании в представленной финансовой модели предприятия на 2010-2014 г.г. предусматривает единственно возможный выход из сложившейся негативной ситуации — капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 млрд рублей через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком.

По мнению Внешэкономбанка, капитализация задолженности должна применяться как последний из имеющихся инструментов выхода из долгового кризиса. Наиболее оптимальной представляется коммерческая реструктуризация задолженности, на сумму допустимую финансовыми показателями предприятия. Оставшаяся часть нереструктуризированной задолженности может быть капитализирована, но только при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета. В части финансирования инвестиционной программы ОАО «АВТОВАЗ» Внешэкономбанк сообщает о готовности определить инструменты финансирования программы после проведения ее детальной экспертизы.

Резюмируя. Минпромторг России считает целесообразным оказание государственной поддержки ОАО «АВТОВАЗ» в реализации мероприятий по оптимизации численности трудового персонала предприятия и по передаче объектов социальной инфраструктуры в федеральную и муниципальную собственность. Однако следует учесть, что осуществление вышеуказанного без решения вопросов по реструктуризации производственных мощностей, кредиторской задолженности и построения эффективной продуктовой стратегии не позволит стабилизировать финансово-экономическую ситуацию на ОАО «АВТОВАЗ» и ставит под сомнение возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность.

В заключение хотелось бы отметить, что в ситуации с градообразующими производствами необходимо применять гибкие формы государственной поддержки, нацеленные в первую очередь не на поддержание жизнеспособности, а на развитие. Как отраслевое Министерство, которое принимает участие в программах диверсификации промышленных моногородов, мы заинтересованы в модернизации и перепрофилировании старых промышленных площадок в современные высокотехнологичные производства. Не исключено, что некоторые отработавшие свой жизненный цикл промышленные объекты необходимо будет закрыть и утилизировать. Удачное решение проекта ОЭЗ в Тольятти даст ответ как это сделать максимально эффективно с социальной и с экономической точки зрения. Первые проекты можно было бы оформить в виде меморандумов на экономическом форуме, который пройдет в Самаре 3–4 декабря.

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up