15.11.2024 11:43
Цены на комплектующие для самых ходовых марок автомобилей — KIA и Hyundai — могут уже в скором времени повыситься на 30-50 процентов. Все дело в новой редакции перечня товаров, разрешенных к параллельному ввозу в России, которую опубликовал Минпромторг. Из нее пропал целый ряд комплектующих под брендом этих двух марок — от изделий из черных металлов до трубок, шлангов и стеклоочистителей. Уже с марта следующего года их нельзя будет привозить в страну. В чем причина такого решения и как оно повлияет на российских автомобилистов, разбиралась «Парламентская газета».
Что меняется?
Речь идет о перечне товаров, который в марте 2022 года утвердило Правительство России, выпустив постановление «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности». Он касается оригинальной продукции зарубежных компаний и брендов, которые ушли из России, и разрешает завозить и продавать ее неофициальным дилерам, несмотря на запреты правообладателей.
Новую редакцию перечня Минпромторг представил в среду, 13 ноября. Помимо прочего, в ней отсутствует целый ряд товаров под марками KIA и Hyundai. В частности, речь идет об изделиях из черных металлов (цепях, трубках, листах, уголках и так далее), двигателях и их частях, электрической арматуре, пластмассовых трубках, шлангах и фитингах, приборах для освещения и сигнализации, стеклоочистителях, антиобледенителях и так далее. Когда приказ вступит в силу — это случится спустя шесть месяцев после его официального опубликования, — все эти товары завозить в Россию будет официально запрещено.
«Свое производство проще контролировать»
Мнения экспертов по поводу обновления перечня разошлись. Так, руководитель Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин в разговоре с «Парламентской газетой» предположил, что речь о KIA и Hyundai идет потому, что автомобили этих марок давно были представлены на российском рынке. И, соответственно, также давно велась работа по их локализации, к примеру еще в 2016 году пресс-служба KIA Motors Rus сообщала, что локализация моделей, которые производятся на заводе в Санкт-Петербурге, составила 46 процентов. Сегодня завод, к слову, после долгого простоя продолжает работать: взамен ушедших корейцев его выкупила российская компания, которая наладила производство… все тех же корейцев, но под другими наименованиями.
«Исключение из перечня комплектующих для этих марок может свидетельствовать о том, что мы достигли определенных успехов по их локализации, которые позволяют это сделать, — отметил Игорь Коровкин. — С этой точки зрения тенденция, безусловно, положительная. Сейчас недостатка в деталях, в принципе, нет, но поскольку они едут к нам через вторые-третьи страны и пути поставок не всегда можно отследить, среди них очень высок процент контрафакта и прямых подделок. Собственное производство контролировать в этом плане всегда проще».
«Если рынок не насытить, нас ждет скачок цен»
А вот вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин с такой трактовкой не согласился.
«Безусловно, какие-то локализационные поставки у нас идут, — констатировал эксперт. — Но пока нельзя сказать, что вторичный рынок полностью насыщен комплектующими, которые теперь запрещено ввозить по параллельному импорту. Даже наоборот: что KIA, что Hyundai всегда были марками очень популярными, поэтому спрос на комплектующие для них очень велик».
По словам Антона Шапарина, исчезновение болтов, гаек, трубок и зеркал иностранного производства неизбежно приведет к уменьшению конкуренции. А чем меньше конкуренция, тем выше цены и меньше предложение.
«На мой взгляд, с учетом сложившейся ситуации на рынке, после введения ограничений можно смело предсказывать повышение цен на комплектующие на 30-50 процентов, — подчеркнул собеседник издания. — Если мы, конечно, не увидим адекватного замещения выпавших объемов. Но я бы лично на это не надеялся, потому что, по нашим данным, проблем сейчас нет, по сути, только со стеклами, которые у нас как раз научились производить. Все остальное — либо мало, либо дорого, либо нужно заказывать и ждать».
Игорь Коровкин, к слову, рост цен на комплектующие тоже не исключил. Однако, по его словам, ключевым фактором тут станет не ограничение параллельных поставок, а естественные инфляционные процессы.
Источник: pnp.ru
Фото: drive2.ru