Петр Прусов: «Мы не подозревали в то время, что открывали целый класс»

Петр Прусов: «Мы не подозревали в то время, что открывали целый класс» 22.03.2017 18:51

Помним.
Пятилетней давности интервью к 70-летию П.М. Прусова газете "АвтоСреда Тольятти" 
    

Петр Прусов: «Мы не подозревали в то время, что открывали целый класс»

У Петра Михайловича Прусова Юбилей – 70 лет! (6 января 2012 года).  «АвтоСреда» воспользовалась праздничным поводом и побеседовала с человеком-легендой, «отцом» самого популярного вазовского автомобиля – «Нива»  (LADA 4x4)  о прошлом, настоящем и будущем отечественного автопрома.

- Петр Михайлович, с чего начиналась «Нива»?

- Разработка нового автомобиля была поручена бюро перспективного проектирования, Лев Шувалов был начальником. Он создал рабочую группу, в числе которой находился и я. После разработки моей концепции, которую утвердили, я был назначен ведущим конструктором. Была куча споров, дело чуть не до потасовок доходило. По внешнему виду было два предложения. По концепции – целых три! Моя идея по стилю и по виду прошла. Первоначально ведущим дизайнером был Данилов. Он сделал автомобиль похожим на джип: брезентовый верх, упрощенные внешние формы. У меня же меня было немного другое представление этого авто.  В итоге совет принял решение в пользу Данилова. Я пошел к главному конструктору выяснять отношения, мол, я не поведу проект, потому что он противоречит моему видению. Главный  конструктор рекомендовал подождать мне  «технического совета». Главный конструктор и председатель техсовета Владимир Соловьев, резюмировал: «Даниловский макет тщательно проработан, но макет Прусова перспективнее. Давайте поговорим, что нужно  в этом макете доработать». Была поставлена задача, что автомобиль должен ездить как по бездорожью, так и в городе. Стали обсуждать, что доработать в моем макете. Это был не единственный спор. Мы не подозревали в то время,  что открывали целый класс. Это потом уже выяснится.

- Что такого особенного в конструкции Нивы, что она стала известна во всем мире? 

- Меня часто спрашивают – почему конструкцию применил нерамную, почему несущий кузов на «Ниве»? Я, конечно, мог хвастаться, что увидел мол перспективу, но это было прозаично. Просто не было на ВАЗе в тот момент всех необходимых технологий изготовления рамы, были технологии изготовления несущих кузовов. Легкий несущий кузов -  технологический «плюс» «Нивы». Много споров было по поводу применения в Ниве высокооборотного двигателя. У нас просто не было низкооборотного двигателя большого рабочего объема, который в то время применялся на внедорожниках. Выходит, мы как бы предвидели, что в дальнейшем на кроссоверах и джипах начнут применять высокооборотный двигатель. Я считал, что сочетание задней зависимой и передней независимой подвесок обеспечат плавность, хорошую управляемость, не потеряем и в проходимости. Обе подвески пружинные. Мы отказались от рессор. Рессоры тогда на ВАЗе не производили. Больше всего споров было по тормозам. В то время на внедорожниках были барабанные тормоза спереди и сзади. Единственный автомобиль, имевший передние – Land Rover. Кроме того, для того чтобы уменьшить плечо обката, был применен так называемый «тормоз с плавающий скобой».Спор по тормозу вылился даже на общезаводской уровень. Был проведен еще один техсовет с участием генерального директора ВАЗа Виктора Полякова, где мы отстаивали дисковый тормоз спереди с плавающей скобой, который  дает плечо обката. Решение принял Поляков, который сказал, что не будет нам мешать. Мол, раз они отстаивают это, им отвечать, в случае чего с них будет спрос. Вот так родилась истина. Все силовые узлы – коробку, двигатель, трансмиссию надо было обкатать. Для этого был построен автомобиль-носитель узлов. Выглядел он ужасно (дизайнеры к этому не имеют отношения) и его прозвали «Крокодил Гена». Выяснилось, что неприкрытыми оказались мосты, почему и появился дифференциальный привод.

- Были у вазовского внедорожника в стране в то время конкуренты?                                                          

- В то же время, когда появилась «Нива», был сделан проект параллельно на «ИжАвто», который походил на наш. У их машины были рессоры, но кузов уже был легковой, двигатель они применяли высокооборотный. Были дисковые тормоза. Приняли решение устроить «тараканьи бега». Был проект от москвичей. Тогда автомобиль принимался на производство межведомственной комиссией, где от всех организаций были представители. Она давала добро на запуск в производство, точнее сначала на проведение испытаний. Комиссия сказала, что пройдет тот автомобиль, который выдержит ведомственные испытания, где участвовали все три машины. Должен сказать, что москвичи линяли быстро, есть неудача и ладно, ижевцы сражались до конца. Наша команда была не менее амбициозной и мы по всем пунктам обыграли их. Определялся комфорт, плавность хода, проходимость: снег, песок, подъем в гору, скоростные свойства, надежность, тормоза, управляемость, устойчивость. По этой программе мы совершили фурор. На «тараканьих бегах» мы объехали УАЗ с редукторами на размытой пашне. На следующий день они заменили автомобиль и три дня повторяли «бега», после чего признали, что в определенных ситуациях «Нива» объезжает УАЗ с бортовыми редукторами. Она легче и высокооборотный двигатель помог. На приемные испытания пустили только нас. Судьба у «Нивы» была сложная. Во-первых, потому что сначала программа выпуска была 25 тысяч машин в год и только благодаря этому меня уговорили  согласиться с отдельной раздаточной коробкой. Потом когда «Нива» стала пользоваться спросом, был приказ об увеличении до 50 тысяч, потом – до 75 тысяч.

- Как вы относитесь к переименованию вазовского внедорожника? Народ по-прежнему называет машину «Нивой», хотя теперь этот бренд принадлежит GM. 

- «Шеви-ниву» мы делали для себя. «Джи-эм» выбрал для производства наш автомобиль. Я не знаю случая, чтобы крупная фирма, придя на рынок в другой стране, взяла для производства их автомобиль. Это уникальный случай. Когда меня спрашивают, как я к этому отношусь, отвечаю – положительно. Во-первых, это имидж. Я думаю об этом, как о приемном ребенке,  там он будет лучше накормлен, одет, но будут ли его любить как тут? На сегодня могу сказать: любят. Она не переходит полностью в GM, так как это совместное предприятие.

- Известно ли вам что-нибудь о новой «Ниве»? Когда она появится, какой будет? Какой вы бы хотели ее видеть?

- По моим данным, новые Chevrolet-NIVA и LADA 4x4 появятся в 2015-м году. На этом поставим точку. У меня есть свое мнение насчет того, как должны выглядеть эти машины. Но оно не совпадает с официальным.

- Как вы считаете, сможет ли когда-нибудь одна из ныне выпускающихся вазовских моделей повторить успех «Нивы», которую до сих пор ценят – и покупают, кстати – за границей?

- Для того чтобы повторить успех «Нивы» сегодня, нужно группу конструкторов заставить думать о нише, найти сектор рынка, который будет покупать. LADA Granta – хороший автомобиль со своими «плюсами», он будет пользоваться спросом на рынке, но этот сектор все равно уже занят. И мы неплохо в нем устроились. Я считаю, надо найти тот сектор, где никого нет. Именно так получилось с «Нивой». «Гранта» уникальна своей доступной ценой, осталось добавить другую уникальность, и тогда успех будет повторен. Надеюсь, это произойдет. 

- Действительно ли японская компания Suzuki скопировала свою «Витару» с нашей «Нивы»? Расскажите об этом подробнее. 

- Я не считаю, что скопировала. Они взяли идеологию, современные формы, сочетание зависимой задней подвески с независимой передней, тормоза. Первая «Витара» была один в один таковой. Думаю, что они признались еще потому, что мы крепко выпили (смеется).  

- Вам нравятся модели, которые сейчас выпускает АВТОВАЗ? Производство каких машин, на ваш взгляд, давно пора прекратить, и каких автомобилей заводу не хватает?

 

- Автомобиль – не коньяк, с годами он лучше не становится. Время «классики» уходит. Время «Самар» тоже. «Лада Гранта» сейчас повторяет успех «восьмерки» и открывает новый сектор доступных автомобилей.  Машина должна жить 15 лет, но каждые 7 лет должна проходить модернизацию.

- Можно ли считать, что на АВТОВАЗе произошли качественные изменения после прихода нового руководства? Или нельзя было отдавать завод москвичам?

- Я москвичей делю на два уровня: нынешнее руководство двигается в нужном направлении, чего нельзя сказать о предыдущем. Оно вполне дееспособно и умеет слушать и слышать. Что же касается передачи контрольного пакета акций АВТОВАЗа альянсу Renault-Nissan, на мой взгляд, рабочему не важно, какую машину собирать, ему важно, чтобы были работа и зарплата. Не думаю, что процент играет роль. Не должно быть одностороннего движения. Важно, чтобы труба дымила, народ имел работу и зарплату. Кстати, «Мерседесом» владеют не немцы, а арабские шейхи.

- Вы – единственный российский конструктор, который получил именную «звезду» на аллее звезд выдающихся деятелей мирового автопрома в американском городе Флинт.  Расскажите об этом. 

- Как-то приходит мне письмо, причем на старый адрес, я к тому времени уже переехал. Поэтому письмо попало ко мне только месяца через три. Дочь получила, передала. Так вот, там было написано, что в 2008-м году моя биография будет помещена в энциклопедию и на аллее славы будет заложена звезда моего имени, пригласили на закладку. Я говорю, не надо ерундой заниматься. Через некоторое время – опять письмо. В нем мне докладывают, что энциклопедия вышла и на аллее технической славы заложена звезда моего имени, и что, мол, вы можете получить энциклопедию, фото и макет звезды, но вам необходимо на такой-то адрес выслать 650 долларов. Отказался от этого. Тогда решили еще, что это мошенники. Через некоторое время приглашают на почту. Там доска, написано: Прусов Петр. Две печати, три подписи в энциклопедии. Думаю, отзвук «лохотрона». Через некоторое время звоню приятелю-корейцу, Киму, он в то время находился в Америке. Спрашиваю: «Ты далеко от Флинта?». «Нет, 26 км». «Будешь там, спроси, есть ли там аллея технической славы. Если есть, посмотри, ничего интересного на ней нет?». Перезвонил через три дня. Говорит, есть. «Недалеко от городка имеется отделение института библиографии США, там парк и аллея техславы и под номером 58 звезда твоего имени. Я хотел сфотографировать, но мне не дали, сказали, пиши заявку, заплати, мы сфотографируем, дадим сертификат, что это не фотомонтаж». «Посмотри, говорю, вышла ли энциклопедия». Вышла, говорит. Я попросил его купить мне ее. Он согласился. Потом приехал и сказал, что книга вышла в 2008-м году, их уже разобрали. У нас она есть в библиотеке имени Ленина, там все есть. Я обратился к ним, они подтвердили, что там есть.

- Чтобы вы пожелали читателям «АвтоСреды»?

- Поздравляю всех читателей с наступающим новым годом, желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, счастья, благополучия. «АвтоСреду» читаю регулярно, отмечаю удачи и неудачи. У вас нет похожих номеров: есть удачные, с большим количеством информации, есть те, которые вышли только потому, что надо было выпустить в этот срок. Желаю, чтобы нужных было больше, и меньше – «временных». Газета и так пользуется спросом, думаю, она может выходить и за пределами Тольятти. Желаю вам в этом успеха.      

Редакция и читатели «АвтоСреды» поздравляют Петра Михайловича с Юбилеем. Желаем Вам долгих лет здоровья и успешной реализации Ваших самых смелых замыслов! 


Беседовал Сергей Запивахин



Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up