Технология шумоизоляции автомобилей

Современная система шумоизоляции салона автомобиля – это не один и даже не два слоя, не отдельные куски поролона, войлока, как это делают автопроизводители. Профессиональная борьба с раздражителями уха предусматривает поэтапное нанесение многослойной защиты. При наличии инструментов большинство работ по шумоизоляции можно выполнить своими руками, лишь следуя рекомендациям изготовителя.

Вибропоглощение

Самым большим злом в рамках акустического комфорта в любом автомобиле является его же кузов. А точнее, вибрации кузовного металла, которые в отсутствии шумоизоляции генерируют разночастотный гул, заставляют трястись и резонировать пластик в салоне.

Больше всего грешат этим следующие зоны:

  • днище под передними сиденьями и задним диваном;
  • центральный тоннель, особенно у полно- и заднеприводных моделей;
  • моторный щит (перегородка между салоном и двигателем).

Если нет шумоизоляции, то на металл в этих зонах поступает слишком много колебаний со стороны моторного отделения, трансмиссионных элементов, подвески, колес, выпускной системы. Влияют на стабильность кузова и аэродинамические силы – из-за набегающего, бокового ветра начинает колебаться тонкая заводская сталь, давя на уши седоков.

Решение:

В самых проблемных зонах кузова, к которым также принадлежат колесные арки, правильно клеить толстый (до 4 мм) и максимально эффективную шумоизоляцию автомобиля из категории битумно-мастичных демпферов. Например, Bimast Bomb Premium или Profi Plus. Главная задача такого материала – впитать и рассеять по своей толще вибрации.

Основным показателем любого вибропоглотителя в шумоизоляции является КМП (коэффициент механических потерь), который обычно колеблется в диапазоне от 0,3 до 0,5 ед. Самые «продвинутые» материалы способны демонстрировать КМП на уровне 0,6-0,65 условных единиц.

Что это означает на практике:

Если взять стальную пластину толщиной 0,8 мм и покрыть ее слоем шумоизоляции Бимаст Бомб Премиум (4,2 мм), то лабораторная аппаратура зафиксирует полное отсутствие каких-либо колебаний – они будут без остатка съедены специальным вязким составом.

Виброизоляторы составляют основу шумоизоляции любого участка кузова, включая двери, крышу, стенки багажного отсека, капот и салонный пластик, где целесообразно использовать облегченное полотно 2-3-миллиметровой толщины, например Вибропласт. Если речь идет о пластике, то шумоизоляция монтируется на тыльную сторону панелей: дверных карт, торпеды, а также накладок на стойки, крышку багажника.

Шумопоглощение и звукоизоляция

Когда вопрос дребезжания панелей решен, мастер приступает к нанесению второго слоя шумоизоляции – составов на основе вспененных полимеров. В некоторых местах, таких как арки, трансмиссионные панели, используют предельно эффективную, хотя и дорогостоящую шумоизоляцию вроде StP Biplast и Biplast Premium. Там, где автомобиль не нуждается в сверхпоглотителях, выбор падает на пенополимеры вторичной переработки.

Такие материалы для шумоизоляции охотно впускают звуковые колебания внутрь своей пористой структуры и попросту не дают выйти наружу – ни обратно, ни сквозь прослойку. Происходит локализация шума. Различные материалы отличаются как толщиной (4-25 мм), так и диапазоном частот, в котором структура активно поглощает колебания. Например, легендарная шумоизоляция StP Biplast Premium расправляется со звуками в рамках от 200 до 6300 Гц – это заметно шире окна, распознаваемого человеческим ухом. То есть, человек может не слышать шума, но чувствовать дискомфорт, раздражительность. Высокотехнологичная губка из смеси вспененного полиуретана со специальной пропиткой отсекает этот шум, не позволяя добраться ему до обитателей салона.

Для наиболее проблемных зон (пол, задние арки) лучше использовать дополнительный (третий) слой шумоизоляции, направленный на отражение звуковой атаки. Звукоизолирующий экран отличается от основной «шумки» плотностью, так как его консистенция, скорее, ближе к мастичному демпферу. Звукоизоляция встречает наиболее сильные шумы – гул мотора, коробки передач, колесной резины, чтобы пресечь их попытку продвинуться дальше. Волна отбивается, и за шум снова берется вспененный слой.

Шумоизоляция дверей

Автомобильная дверь получает следующие виды шумоизоляции:

  • виброизолятор на внешнем листе кузовного металла;
  • поглотитель шума с защитой от конденсата;
  • слой демпфера на поверхности каркаса двери для шумоизоляции полости;
  • «вибро» на тыльной стороне карты (облицовочного пластика);
  • уплотняющая прослойка между каркасом и обшивкой.

Как это работает:

Сперва вибропоглотитель нивелирует механические колебания на тонком внешнем металле. Вибрации здесь легко появляются от ветра, звуков улицы (бибиканье авто, рокот моторов и пр.). Вспененная шумоизоляция берет на себя долг по уничтожению посторонних шумов – он клеится на лицевую сторону демпфера.

Чтобы создать из дверной полости изолированную буферную зону, на дверь наносится сплошная мембрана шумоизоляции из тонкого вибропоглотителя, который попутно снимает колебания с каркаса (на нем монтируется узел стеклоподъемника, а также динамик).

Слой подобного материала шумоизоляции на обивочном пластике избавит от излишней податливости дверной карты, предотвратит дребезжание при захлопывании, прослушивании музыки. Заключительный штрих – щедрая подушка из мягкого уплотнителя для шумоизоляции, который исключит появление сверчок и поглотит оставшийся воздушный шум.

Каков результат шумоизоляции?

Благодаря комплексной обработке кузова автомобиля шумоизоляцией, обесшумливанию панелей интерьера, можно добиться реального снижения шумности до 70%. Такую огромную разницу невозможно не заметить, что безусловно порадует и водителя, и пассажиров.

Подробнее о шумоизоляции автомобилей www.stylegarage.ru