Разрешения на применение автокранов иностранного производства

Незаметно и быстро, буквально в течение нескольких последних лет, зарубежную спецтехнику перестали воспринимать как нечто экзотическое. Отечественные «Ивановцы», «Угличи» и «Клинцы» заметно уступили позиции своим китайским собратьям, кочующим по дорогам и стройплощадкам России. Техническую инвазию не могут затормозить ни высокие ввозные пошлины, ни процедурные сложности — объемы импорта грузоподъемных механизмов на колесных шасси нарастают из года в год. Некоторые из покупателей импортной техники, столкнувшись с оформлением разрешений на применение Ростехнадзора, в шутку утверждают, что получить этот документ так же сложно, как произнести название китайской фирмы-производителя. Есть ли в этой шутке доля правды, и если есть, то в чем заключается проблема?

Разрешения на применение автокранов иностранного производства

Проблема №1 — различия в нормативах

Требования к устройству грузоподъемных автокранов в различных странах разнятся. Так, к технике, эксплуатируемой в российских климатических условиях, предъявляют повышенные (по сравнению с Европой и Азией) требования к температурной стойкости узлов и агрегатов. Документом, подтверждающим безопасность крановой техники и допускающим ее эксплуатацию в РФ, является разрешение на применение, выдаваемое Ростехнадзора.

Чтобы получить такое разрешение, в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору следует представить ряд технико-доказательных документов. В большинстве случаев производители автокранов не озадачиваются данной проблемой, равно и разработкой технической документацией на русском языке — все эти вопросы приходится решать покупателю. Наибольшие сложности связаны с оформлением разрешений на применение б/у спецтехники, поскольку приобретатель за свой счет вынужден изменять конструкцию изделия, приводя ее в соответствие с российскими нормами.

Проблема №2 — бюрократические проволочки

Административным регламентом, регулирующим процедуру получения разрешения на применение, отпущено 60 дней на рассмотрение документов и принятие решения. Казалось бы, 2 месяца — это не так уж и много, однако следует учитывать, что в этот срок не включено время, затрачиваемое на проведение экспертиз, согласований, испытаний. Кроме того, административный регламент предусматривает многоступенчатую передачу заявительных документов:

  • регистрация и направление в структурное подразделение (2 дня);
  • внесение сведений в электронную базу данных, оформление сопроводительного письма и передача документов в отраслевое управление (5 дней);
  • проверка ответственным исполнителем комплектности и правильности оформления документов, принятие решения о рассмотрении или отказе в рассмотрении документации (3 дня).

Таким образом, Ростехнадзор оставляет за собой право «завернуть» заявительный пакет в первые 10 дней, после чего владельцу автокрана придется проходить всю процедуру заново — отсчет регламентных 2-х месяцев начнется с нулевой отметки.

И тем не менее…

…иностранные грузоподъемные автокраны продолжает «бороздить бескрайние просторы» необъятной России, невзирая на бюрократические проволочки, таможенные сложности и различия в нормативах. Очевидно, плюсов от использования импортной спецтехники гораздо больше, нежели минусов, связанных с проблемным оформлением разрешений на применение. В любом случае, конкуренция на руку покупателям, и возможно, именно конкуренция станет стимулом для отечественного производителя. Быть может, спустя несколько лет на российских дорогах и стройплощадках появятся обновленные «Ивановцы», «Клинцы» и «Угличи», выгодно отличающиеся от импортных автокранов ценовой доступностью, надежностью и безопасностью.