Перспективы развития грузового фриланса

В нашу жизнь прочно вошло такое понятие как уберизация (производная от названия сервиса Uber). Оно затрагивает почти все сферы нашей деятельности. Корреспонденту совершенно не обязательно работать на какое-то одно СМИ, он может выполнять заказы абсолютно разных редакций, при этом задания будут поступать через специальную программу. Фотограф может выполнять работу для разных студий. Таксист может приехать от любого таксопарка. Уберизация так же коснулась и грузовые перевозки.

Одни грузовладельцы пока еще с осторожностью относятся к грузовым агрегаторам, сетуя на ограниченный лимит ответственности таких компаний. Другие уже успели почувствовать все достоинства найма фрилансеров, оказывающих услуги доставки грузов. А их, к слову, немало. Во-первых, это гораздо дешевле. Во-вторых, плотность предложений на рынке грузоперевозок невольно воспитывает в перевозчике ответственность. И, в-третьих, это оперативность подачи транспортного средства, обусловленная большим количеством владельцев грузового транспорта, предлагающих свои услуги на обширной территории. Но, как и у любой медали, в грузовых Uber-системах есть и обратная сторона.

Разобраться с "подводными камнями" в работе грузовых агрегаторов поможет руководитель сервиса заказа грузового такси GRUZ.CENTER Игорь Славский.

- Как долго GRUZ.CENTER работаете в сфере доставки?

- Наша компания работает на рынке грузоперевозок Москвы и Московской области с 2017 года, и за это время мы успели выработать определенные нормы позиционирования наших услуг, как в тарифном плане, так и в порядке их предоставления. А вообще проект объединил специалистов, которые занимаются грузоперевозками уже достаточно долго. Мой личный стаж в этой сфере на данный момент порядка 15 лет.

- Цена — основной показатель, на который ориентируется потребитель. За счет чего вам удается ее снизить?

- За счет оптимизации логистики. В классической перевозке маршрут грузового автомобиля складывается из трех составляющих: подача автомобиля с места его дислокации к месту загрузки, сама доставка, и пробег от места выгрузки на автобазу. За счет нашего сервиса мы убираем первое и третье плечо. Перевозчик принимает заказ в своей ближайшей локации, а после его выполнения подбирает другой груз в районе выгрузки. В результате для грузовладельца цена грузоперевозки ниже, а исполнитель не тратит время и топливо на перепробег. Именно поэтому у нас нет такого понятия как "платная подача машины".

- А за счет чего вы обеспечиваете наличие множества грузовиков в разных точках? Ведь заказ может поступить из любого места Москвы или Московской области.

- В столице и в регионе уже работают тысячи частников и мелких грузоперевозчиков. Мы приглашаем их регистрироваться у нас. Но это не значит, что в нашем автопарке работает кто попало. Перед допуском к работе, каждый экипаж тщательно проверяется. Поэтому заказчикам не стоит беспокоиться за сохранность груза. Более того, оформив перевозку Газелью, каждый клиент имеет возможность оценить работу экипажа по нескольким критериям, в том числе пунктуальность прибытия, чистота кузова, скорость работы грузчиков, и так далее. На основании этих данных принимается решение о допуске экипажа к дальнейшей работе.

- Совсем недавно одно крупное СМИ провело исследование проблем грузоперевозок в Москве. Результаты показали, что основная трудность, с которой сталкиваются заказчики, увеличение цены в процессе перевозки. В момент оформления доставки называется одна цена, а когда машина приезжает на загрузку тариф меняется в большую сторону. Как у вас обстоят дела с этим вопросом?

- Главный критерий нашей работы — это честность. Если перевозчика устраивает обозначенная в заказе стоимость транспортировки, то он его принимает. Если не устраивает — ждет следующий заказ. А эту перевозку выполнит другой экипаж. При оформлении автоперевозки наш диспетчер называет цену грузовладельцу, и только после того как убедится, что клиент с ней согласен, а так же понял все условия грузоперевозки, оформляет доставку. После назначения машины, заказчик получает SMS с номером машины и телефоном водителя. В этом же сообщении есть ссылка, где еще раз дублируются все условия и тариф. Исполнитель имеет все те же данные в мобильном приложении. При расчёте обе стороны руководствуются цифрами из заказа, поэтому недопонимание возникает редко. Но в случае проблем, мы всегда подключаемся к решению спора.

- А какие спорные моменты встречаются чаще всего?

- Разные. Иногда это опоздание машины на загрузку. Мы стараемся избегать таких моментов, но надо понимать, что Москва сложный в плане трафика город. Зачастую возникают непредвиденные ситуации — ДТП, полицейская проверка, перекрытие дороги. К тому же влияние человеческого фактора никто не отменял. Поэтому такие неприятные моменты мы компенсируем скидкой. Чем больше машина опаздывает на загрузку — тем дешевле перевозка. Бывают так же случаи, когда грузоперевозка занимает один час и пять минут, и формально заказчик должен оплатить каждый начавшийся час. Но мы стараемся идти навстречу нашим клиентам, и в таких случаях принимаем решение в их пользу. Самое интересное, что иногда после этого клиент сам желает отблагодарить водителя чаевыми.

- Как часто вам приходится блокировать недобросовестных водителей?

- В начале работы мы это делали практически ежедневно. Шла, так называемая, "притирка" автовладельцев к агрегатору. Причем мы практически не восстанавливаем доступ заблокированных водителей. Точнее, таких прецедентов было всего несколько. В большинстве случаев блокировки были связаны с попытками "накрутить" стоимость грузоперевозки. Сейчас это крайне редкий случай.

- Но ведь недобросовестный владелец грузовика может поменять номер телефона, и зарегистрироваться заново?

- Теоретически это возможно, но для этого нужно будет еще поменять мобильное устройство, номера автомобиля, фамилию, водительское удостоверение, а так же еще сделать ряд манипуляций. Извините, но не буду раскрывать всех секретов.

- А для чего такие сложности?

- Ради безопасности наших заказчиков, и для поддержания репутации организации. Я уже говорил, что в столице десятки тысяч грузоперевозчиков, и мы хотим работать только с теми, кто готов соблюдать правила. К сожалению, некоторые водители жалуются на наши низкие тарифы, и из-за этого пишут отрицательные отзывы о нашей компании. При этом они не понимают принципа работы сервиса. Человек по старинке считает, что ему придется ехать столько-то километров до загрузки, потом отвезти груз, да еще возвращаться пустым. И для такой доставки тариф крайне низкий. Мы постоянно объясняем перевозчикам, что принимать груз к перевозке следует только если он рядом с ним, или если груз находится в районе планируемой выгрузки. Иногда мы даже просим заказчика по возможности сдвинуть время загрузки, чтобы автомобиль успел выгрузиться.

- Вы не запрещаете вашим экипажам пользоваться сервисами ваших конкурентов?

- Конечно нет! Во-первых, проконтролировать такой запрет сложно. Во-вторых, наоборот, пусть пользуются! Это же хорошо. У нас есть, конечно, перевозчики, которые работают только с нами. Но мы постоянно говорим, что пусть приложение GRUZ.CENTER будет установлено в вашем планшете и смартфоне, даже если вы будете брать груз один раз в месяц. Но вы окажетесь в нужное время в нужном месте, и у вас получится заработать.

- Хорошо. А все-таки кто и за что несет ответственность при заказе переезда у грузового агрегатора?

- Тут надо четко понимать, что согласно Гражданского кодекса РФ, ответственность за сохранность груза несет грузоперевозчик. При оформлении заказа через агрегатор, перевозчиком является непосредственный исполнитель. Задача сервиса принять информацию и предоставить ее владельцу транспорта. Некоторые граждане ошибочно считают, что агрегатор должен отвечать материально. Но ведь если вы пишите объявление на листке бумаги, и по этому объявлению нанимаете недобросовестного перевозчика, вы же не предъявляете претензии к производителю бумаги? Агрегатор — это информационная площадка, задача которой максимально дешево свести тех, кому нужна услуга, с теми кто такие услуги предоставляет. Вне всякого сомнения, мы будем заботиться о своей репутации, блокируя недобросовестных автоперевозчиков. Кстати, и не только их. Недобросовестными бывают и грузовладельцы. Но материальная ответственность всегда лежит на непосредственном исполнителе. Он отвечает за свои действия или бездействия личным имуществом и финансами.

- Как вы считаете, какие перспективы развития у грузовых убероподобных систем?

- Это не просто какая-то мода. Таким образом оптимизируются затраты на услуги. И такие системы со временем поглотят транспортные компании. Ровно так сейчас происходит в пассажирском такси. И это ни хорошо, ни плохо. Это нормально. И с таким положением дел придется считаться. По одной простой причине, которая называется "клиентский спрос". Когда проект GRUZ.CENTER участвовал в 24-й мастерской старта продаж Фонда развития интернет инициатив, то мы столкнулись со множеством проектов по uber-формуле, в том числе в строительстве, в образовании, и даже в медицине. Такая оптимизация, практически, любого бизнеса в сфере услуг имеет большие перспективы. И в ближайшее время тенденция сохранится.

Беседу провел Алексей Владимирцев