КПП грейдера ДЗ-122

На автогрейдерах ДЗ-122 применяется 8-ступенчатая механическая коробка переменных передач. Шесть скоростей используется для движения машины вперед и две – назад. КПП ДЗ-122 размещается на раме грейдера, к которой фиксируется болтовыми соединениями. Чтобы обеспечить амортизацию коробки на жесткой раме, она установлена на специальных кронштейнах, в которые впрессованы амортизаторы.

На рисунке представлена схема автогрейдера ДЗ-122.

Схема автогрейдера ДЗ-122.

Первичный вал (18) КПП посажен на подшипниковые опоры, которые находятся в ее корпусе. К нему шлицовым соединением прикреплена ведущая шестерня (17), пребывающая в постоянной сцепке с шестерней (14), установленной на вторичном валу (15). На первичном валу также установлены следующие шестерни:

  • (16) – на подшипниковых узлах, пребывает в постоянной сцепке с шестернями под номерами (13), (19);
  • (7) – на подшипниках, в постоянной зацепке с шестерней (6), размещенной на промежуточном валу (21);
  • (8) – фиксируется шлицами, по ней может перемещаться зубчатообразная муфта (9).

Вторичный вал также имеет ряд шестерен:

  • (10), (13) – на подшипниковых опорах;
  • (14), (11) – зафиксированы с шлицовым соединением.

По (11) шестерне может перемещаться зубчатообразная муфта (12). Для управления муфтами (9), (12) используется рычаг КПП, расположенный в водительской кабине.

Что касается шестерен промежуточного вала, то на нем, с помощью шлицов, зафиксированы следующие: (5), (6), (19) и (20). Детали под номерами (5) и (20) постоянно зацеплены с шестернями (27), (22) ведомого вала (23), который вращается на подшипниковых узлах. Шестерня (26) фиксируется шлицовым соединением на ведомом валу (23). По ней может перемещаться зубчатая муфта (25), управляемая рычагом коробки с водительского места.

К шлицам ведомого вала (23) крепится червяк (24) приводного механизма спидометра машины. Он зацеплен с шестерней, расположенной на валике, который соединяется с механизмом спидометра посредством гибкого вала.

КПП ДЗ-122 соединяется с муфтой сцепления посредством кардана (2). Для его остановки используется тормоз-фиксатор (1).

Стабильная и отказоустойчивая работа коробки обеспечивается за счет эффективного смазывания ее рабочих узлов и деталей. Для заливания масла, проверки его уровня и последующего сливания при замене используются соответствующие отверстия в корпусе. До момента обслуживания они герметически закрыты специальными пробками. Эффективное смазывание деталей КПП, узлов заднего редуктора, а также балансиров осуществляется за счет разбрызгивания смазки.

Переключаются передачи кулисой с рычагом, которые размещены по правую сторону корпуса коробки. Процесс смены передач и работы коробки заключается в следующем.

Вращательный момент подается от мотора на первичный вал (18) посредством сцепления и карданной передачи (2). В свою очередь он приводит в действие вторичный вал(15). Это реализуется посредством двух шестерен – под номерами (14), (17), они пребывают в постоянной сцепке. Чтобы включить требуемую передачу, нужно муфту (25) соединить с шестерней (27).

Процесс включения всех передач в КПП автогрейдера происходит следующим образом.

1-я – муфта (12) зацепляется с шестерней (13). Вращательный момент с вторичного вала подается промежуточному (21) посредством шестерен под номерами (16), (19) и (20). Для подачи момента на ведомому валу (23) задействуются шестерни под номерами (5) и (27).

2-я – муфта (9) должна соединиться с шестерней (7). Вращательный момент подается ведомому валу через следующие пары шестерен с номерами: (7) и (6), (27) и (5).

3-я – (9) сцепляется с шестерней (16). Вращательный момент на ведомый вал поступает через следующие пары шестерен: (19) и (16), (27) и (5).

4-я – муфта (12) сцепляется с шестерней (13). Подача вращательного момента к выходному валу реализуется через следующие детали: (22), (20), (19) и (16).

5-я и 6-я – (9) должна зацепится соответственно с шестернями под номерами (7) или (16).

Включение заднего хода – муфта (12) входит в зацеп с шестерней, отвечающей за движение назад (10).

Пониженная / повышенная скорость – муфта (25) зацепляется с шестерней (27) / (22).

В МКПП автогрейдера предусмотрен механизм блокирования. Он исключает вероятность включений передач в тот момент, когда сцепление еще не отключено. Для того, чтобы легко включались передачи, педаль сцепления нужно выжимать полностью.

Для обслуживания и ремонта КПП машин ДЗ-122 потребуются соответствующие детали и расходные материалы. Заказать их можно через сайт компании «Спецарсенал» спецарсенал.рф. Чтобы упростить поиск необходимых деталей можно воспользоваться каталогом запчастей ДЗ-122 или позвонить нашим менеджерам и проконсультироваться с ними.