Конструктивные элементы системы охлаждения «Газели»

Автомобили семейства «Газель» комплектуются силовыми агрегатами Заволжского моторного завода (ЗМЗ). Они имеют примерно одинаковый принцип работы с идентичной системой охлаждения. Для нормального функционирования мотора охлаждающая жидкость обеспечивает оптимальную температуру до +90°C.

Эффект достигается посредством перемещения антифриза по каналам рубашки силовой установки, при котором горячие элементы омываются и теряют часть тепла. После этого оно отводится в окружающую среду с помощью теплообменных процессов в радиаторе.

Специфика систем охлаждения с линейкой двигателей ЗМЗ

Контур охлаждения двигателей линейки ЗМЗ 402/405/406 создан по одинаковой схеме. Отличия заключаются в форме, длине шланговых соединений, конструктивных элементов помпы и термостата. Силовые агрегаты ЗМЗ-405 и ЗМЗ-406 комплектуются жидкостным подогревом впускной магистрали.

Во время прогрева двигателя до достижения рабочей жидкостью температуры +80°С активен короткий круг циркуляции, при этом клапан термостата остается в закрытом положении. После превышения этого значения клапан термостата переводится в открытое положение и антифриз перемещается по большому циклу посредством двухходового радиатора.

Конструктивные элементы охлаждающей системы грузовиков «Газель»

Радиатор

Радиатор для «Газели» оснащается боковыми резервуарами из пластмассы. Последние соединяются с радиатором трубчато-ленточного типа уплотнением из резины. На верхней пластине и бачках радиаторной основы находятся кронштейны для фиксации узла к кузову. В нижнем сегменте его левого резервуара размещена пробка для слива отработанного антифриза.

Патрубок радиатора на «Газель» армированный, силиконовый, имеет 4 слоя. Он устойчив к сильным температурным перепадам и влиянию химических реагентов. Рабочая среда для детали — холодная/горячая вода, антифриз, тосол.

Термостат

Двухклапанный термостат расположен в выходном патрубке головки цилиндров. Соединяется с помощью шлангов с водяным насосом и радиатором. Поддерживает в автоматическом режиме требуемую температуру жидкости в силовой установке, включает и блокирует перемещение антифриза через радиатор.

При поломке термостата не будет использоваться большой круг охлаждения, что вызовет перегрев двигателя и его ускоренный выход из строя. Однако и постоянно открытое состояние может привести к проблемам — мотор станет медленно выходить на рабочую температуру.

Расширительный бачок

Резервуар из пластмассы соединяется с патрубком нижнего бачка, левой радиаторной емкостью с помощью шланга. На емкость наносится разметка MIN для визуального определения приемлемого уровня антифриза.

Герметичность системы поддерживается клапаном, размещенном в пробке расширительного бака. Он регулирует повышенное давление на хорошо прогретом моторе. Это вызывает рост температуры жидкости охлаждения до +115°C, при этом сокращаются ее потери на испарение. Открытие клапана производится после падения давления в системе при охлажденной силовой установке.

Вентилятор

Устройство комплектуется крыльчаткой из пластмассы с 6 лопастями. Перемещается от коленвала с помощью клинового/поликлинового ремня. Вращение оси производится в двух подшипниках, размещенных в кронштейне особой конструкции, который фиксируется на крышке распределительных шестерен.

Водяной насос

Помпа на «Газель» нагнетает перемещение охлаждающей жидкости в контуре, что напрямую влияет на нормальную работу двигателя без перегрева. Грузовики этой марки комплектуются центробежными насосами, которые отличаются несложной конструкцией. В качестве привода к ним используется коленчатый вал, усилие которого передается посредством ременной передачи.

Основа конструкции помпы — алюминиевый корпус, в котором находятся все составные элементы. Исключение составляют шкив и крыльчатка, расположенные извне. Корпус фиксируется к блоку цилиндров, прокладка обеспечивает герметичность соединения. Для предотвращения скопления влаги и остатков антифриза предусмотрено дренажное отверстие.

Среди других элементов водяного насоса — стальная ось, подшипник закрытого типа, сальник, крыльчатка, зубчатое колесо. Последнее устанавливается на автомобили, в которых привод ГРМ представляет собой цепной механизм.