Иж Планета 5: гость из прошлого

Все номерные «Планеты» и «Юпитеры», выпускавшиеся в СССР на предприятии в Ижевске, представляли собой доработку предыдущих моделей. Строго говоря, какой-нибудь «Юпитер» последних лет выпуска имел много общего с продукцией Ижевского машиностроительного завода образца годов эдак 60-х. У подобного решения были как плюсы, так и минусы, причём последних явно было больше. В первую очередь это архаичность — последние «Ижи» устарели по всем параметрам ещё на момент разработки, и, придя на рынок, они с удивлением обнаружили, что он уже занят иностранными конкурентами. Несмотря на это, они продолжали производиться ещё долгое время, что по понятным причинам вызывает удивление.

Иж Планета 5

Так, Иж Планета 5 производилась с 1987 по 2008 год, хотя-де-факто этот байк представлял собой слегка доработанную напильником предыдущую модель. А та, в свою очередь, была основана тоже на предыдущей… Надо признать, что подобная преемственность поколений не пошла на пользу мотоциклу, и он утратил все былые конкурентные преимущества. Лет 30–40 лет назад продукция Ижевского завода была хороша, она экспортировалась в другие страны и пользовалась спросом. Иж ПС, к примеру, и вовсе успешно продавался в Финляндии, Великобритании и других странах, успешно конкурируя с зарубежными аналогами. Но, как показала практика, на старой славе далеко не уедешь, и, чтобы выжить, производителю нужно неустанно совершенствовать свою продукцию. Ижевский завод, к сожалению, почему-то забыл об этой простой истине, и продолжил клепать мотоциклы, созданные по передовым технологиям СССР, пытаясь продавать их в XXI веке.

Иж Планета 5

На минуточку, ещё в конце 90-х годов в продажу поступила Yamaha YZF-R1, второе поколение которой стало первым в мире байком с энерговооружённостью более 1 л.с. на 1 кг. В 80-х годах выпускались Yamaha V-Max 1200, совершенно бешеный пауэр-круизер, и Honda Gold Wing 1500, один из самых известных туреров в мире. А тем временем в Ижевске до 2008 года продолжали производить Планету-5, оснащённую 1-цилиндровым 2-тактным мотором мощностью в 22 л.с. Бонусом шли барабанные тормоза на обоих колёсах (хотя с определённого момента на переднее колесо стали ставить дисковый тормозной механизм), КПП-4 и подвески в стиле средневековой кареты.

Как же эти мотоциклы вообще выжили до конца «нулевых» годов XXI века? Это загадка, если учесть, что ни один человек в здравом уме их бы уже не купил, разве что в качестве ностальгической игрушки. И безумно жаль, что некогда уважаемая марка закончила своё существование столь бесславным образом, вбив тем самым ещё один гвоздь в крышку гроба российского мотопрома.