Чем отличается изотермический фургон от рефрижератора

Грузоперевозки скоропортящихся продуктов, лекарств, требуют поддержания определенной температуры внутри грузового отсека. Этим целям служат специальные транспортное средства — рефрижераторы и изотермические фургоны.

Изотермический фургон — что это?

Изотермический фургон представляет собой герметичный фургон, стены и двери которого имеют термоизоляционное покрытие, позволяющее перевозить продукты питания, и другие предметы, требующие поддержания заданной температуры в течение длительного времени. Это своеобразный термос, или сумка-холодильник. Считается, что температурный режим можно уверенно поддерживать 5-10 часов, но все очень относительно. Все зависит от температуры продукта, его объема, загруженности.

Рефрижератор — что это?

Основным отличием рефрижератора от изотермического фургона является применение холодильного оборудования. Оно принудительно поддерживает холод внутри грузовой камеры. Холодильник на колесах потребляет энергию двигателя, а значит, расходует топливо.

Рефрижератор требует заправки фреоном (чаще всего R134a или R404), или другим хладагентом. Применение рефрижераторов обосновано при перевозке грузов в течение длительного времени, необходимости поддержания особо точного температурного режима, либо глубокого охлаждения.

Конструкция

Рефрижераторы и термобудки имеют каркасное и бескаркасное исполнение. Каркасная конструкция предполагает изготовление прочного каркаса, и последующий монтаж на него термоизоляционного материала. Недостатком таких изотермических фургонов является наличие, так называемых, термомостов — плохой изоляции в местах соединения материала. Со временем утечки тепла только возрастают. Более прогрессивной считается современная бескаркасная технология с применением сэндвич-панелей. Такие конструкции отличаются лучшей термоизоляцией. Стыки между компонентами заделываются герметиком. Срок службы бескаркасной конструкции рефрижератора больше.

Сэндвич-панели применяются для оборудования обычных цельнометаллических фургонов, будь то коммерческий транспорт или даже легковой автомобиль.

Вместимость

Вместимость обоих типов может быть различной, однако большие партии товара преимущественно везут далеко, а значит, везут долго, и поэтому загружают рефрижераторы, чтобы груз мог длительное время сохранить свое состояние. Грузовой автомобиль направляется на большой склад с широкими подъездами и погрузо-разгрузочной техникой. С задачей развести продукты по магазинам в пределах города, справится компактный изотермический фургон. Он обойдется дешевле, и легко развернется во дворе торговой точки.

Виды грузов

Если требуется доставить груз за небольшое время, не размораживая его, вполне подойдет термобудка. Но когда речь идет о более жестких требованию к тепловому режиму, применяют рефрижераторы. Они часто оборудованы не просто рефрижераторами для фургона, но холодильно-отопительными установками (ХОУ). Это актуально, когда речь идет, например, о медикаментах или перевозке животных.

Назначение изотермов часто узко специализировано. Встречаются фургоны для перевозки мяса, рыбы, хлеба и кондитерских изделий, медицинские комплексы и другие. Многие товары не требуют минусовых температур. Им достаточно быть охлажденными.

Стоимость

Стоимость рефрижераторов для автомобилей варьируется в среднем от 100 000 до 250 000 рублей. Например, в качестве рефрижератора для ГАЗель Next можно взять модель Элинж С1 стоимостью 126 500 рублей. Соответственно, на эту стоимость холодильного оборудования фургон-рефрижератор будет дороже изотермического фургона.

Время от времени рефрижератор нужно заправлять фреоном (заправка 100 г фреона стоит около 300-600 рублей), а может и ремонтировать.

Как правило, толщина термоизоляции у термофургонов без рефрижератора больше. Среди изотермических фургонов дороже стоят бескаркасные модели из сендвич-панелей, но они и лучше сохраняют тепло.

Итог

Перечислим коротко основные особенности рефрижераторов и изотермов:

  • Изотермический фургон может сохранять температуру лишь ограниченное время, а рефрижератор — неограниченно, пока хватит топлива;

  • При работе рефрижератор будет расходовать топливо, требует заправки хладагентом, сервиса и ремонта, а изотермический фургон лишен этих дополнительных трат;

  • Фургон с рефрижератором способен обеспечить заморозку до -20°C. Хотя изотермический фургон класса С тоже пригоден для грузов до -20°C, но он может только сохранять температуру предварительно замороженной продукции.

  • Рефрижераторы чаще используют для больших грузов и дальних рейсов, а компактные термобудки применяют для коротких поездок. Они удобны в условиях города.