05.08.2021
Инспекторы ГИБДД могут отдать водителям распоряжение нарушить ПДД, если этого требует неотложное задание или нужно освободить дорогу после аварии. И спорить бесполезно, даже если придется нарушать под камерами
Инспекторы ГИБДД имеют право потребовать от водителей нарушить ПДД, если это понадобится для выполнения срочного задания или же если дорогу нужно освободить после аварии. Главное включить мигалки и звуковые сигналы. Такое разъяснение дали Autonews.ru в ГИБДД Москвы в ответ на запрос об автомобилистке, которая получила два штрафа подряд за проезд по разделительной полосе на Кутузовском проспекте по требованию инспектора.
Владелица Lexus Lexus RX сообщила, что вместе со вторым участником аварии на Dodge Durango проехала за патрульной машиной до Триумфальной арки. Там полицейский посоветовал им оформить Европротокол и уехал. Прилетевшие после этого штрафы с камер по 1500 рублей каждый в ведомстве отменять не стали и направили дело в суд.
Когда инспектор ГИБДД может дать распоряжение нарушить правила
Как уточнили в ГИДД Москвы, водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. При этом, как следует из ответа, в соответствии с ПДД пунктом 3.1 ПДД водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от основных требований ПДД. [1]
«Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу», — объяснили в ГИБДД.
Этим же правом пользуются водители которых сопровождают патрульные автомобили со специальными цветографическими схемами, включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
Еще одна из популярных ситуаций, когда сотрудники ГИБДД могут попросить водителей, например, проехать через двойную сплошную или встречную полосу — необходимость оперативно освободить дорогу после ДТП. Требование для автомобилистов не создавать препятствие после аварии есть в ПДД — проезжую часть нужно освободить, если для этого есть возможность, напомнили в ГИБДД Москвы. Отметим, что именно такая картина сложилась и на Кутузовском проспекте: из-за ДТП с Lexus и Dodge пробка стала еще больше и поэтому инспектор ГИБДД решил разгрузить трафик таким образом.
«В соответствии с пунктом 2.6.1 ПДД, если в результате ДТП вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, — отметили в ГИБДД Москвы. — Предварительно нужно зафиксировать положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию и повреждения».
Что делать, если после таких маневров с камер придет штраф
Иногда такие разрешенные инспектором ГИБДД маневры попадают в поле зрения дорожных камер и водители получают штрафы. На вопрос о том, что же делать с такими постановлениями и как их отменить, в ГИБДД Москвы напрямую не ответили. Зато объяснили на примере оштрафованной автомобилистки, почему даже после получения подробной жалобы на штрафы и объяснения ситуации постановления отменять не стали.
Оказалось, что автомобилистка должна была запомнить и предоставить данные патрульного автомобиля, который вел сопровождение. Кроме того, поскольку инспектор не составил протокол о ДТП, нужно было отправить копию Европротокола. Однако номера машины автомобилистка не запомнила, а документы уже успела отправить в страховую компанию и даже получила выплату. Дело в том, штраф из-за сбоя в работе системы ГИБДД пришел уже значительно позже аварии, которая произошла в конце мая, а именно — 11 июля.
«В ходе проверки по жалобе установлено, что на фотоматериалах административного правонарушения отсутствовали транспортные средства, осуществляющие сопровождение указанного в обращении автомобиля, — говорится в ответе ГИБДД Москвы. — При этом в связи с отсутствием информации о ДТП в базах данных Госавтоинспекции автором обращения не были предоставлены какие-либо документы, подтверждающие оформления аварии: копия Европротокола, либо иные документы, а также сведения об осуществляющим сопровождение автомобиле».
Все материалы по делу о штрафах в ГИБДД направили в мировой суд. Там автомобилистка планирует предоставить нужные документы и отменить штрафы. Тем не менее она недоумевает: в момент фиксации дорожные камеры делают более подробную раскадровку.
«Получается, что проверить наличие патрульной машины впереди колонны и не доводить дело до суда у ГИБДД есть все возможности», — уверена автовладельца.
Тем не менее, в ГИБДД заверили, даже если автомобилист сначала оплатит штрафы, а потом отменит постановления в суде. Деньги можно будет вернуть. Для возврата денег нужно подать заявление на имя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Москве.
«К заявлению нужно будет приложить платежный документ, подтверждающий перечислением денежных средств на лицевой счет УГИБДД ГУ МВД России по Москве, копии документа, удостоверяющего личность, копии решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, а также банковских реквизитов, содержащих наименование банка, БИК банка, лицевой счет получателя платежа, на которые будет осуществляться возврат денежных средств», — сказали в ГИБДД по Москве.
Как доказать, что нарушил по требованию инспектора ГИБДД
Если водитель выполнит требование инспектора ГИБДД и при этом нарушит правила, нужно запомнить данные сотрудника, посоветовал в беседе с Autonews.ru адвокат Сергей Радько. Например, сфотографировать его жетон или полицейский автомобиль с номерами. Можно также зафиксировать происходящее на видео и даже попросить инспектора представиться и повторить просьбу о выполнении маневра в нарушение ПДД. Такой способ фиксации требования поддержал и юрист Михаил Никитин. Он в свою очередь посоветовал подольше хранить такую запись на видеорегистраторе, если он работал в момент остановки.
По словам Радько, никакой дополнительной справки о такой остановке инспектор ГИБДД выдавать не обязан, а дорожные камеры никак не учитывают обстановку при фиксации. Конечно, все данные об инспекторе автомобилист может получить при оформлении протокола, но ведь такие остановки не всегда приводят к оформлению какого-либо нарушения. Поэтому автомобилисту лучше подстраховаться всеми возможными способами. И если водитель в дальнейшем получит такой штраф, на основании таких материалов его можно отменить.
Алина Распопова. autonews.ru