Почему "Ниву" назвали "Нивой"?

Почему "Ниву" назвали "Нивой"? 26.11.2021

45 лет назад, 25 ноября 1976 года была официально зарегистрирована торговая марка NIVA. До старта серийного выпуска автомобиля оставалось менее полугода, но само название возникло еще раньше. О его появлении есть широко известная легенда.

Название «Нива» образовано из имен детей разработчиков: Наталья, Ирина (дочери ведущего конструктора автомобиля П. Прусова), Вадим и Андрей (сыновья главного конструктора ВАЗа В. Соловьева). Это история, отмеченная в Википедии, кочующая из публикации в публикацию. И неизменно вызывающая недоумение, возмущение у ветеранов ВАЗа, которые знают, что это неправда!

Недавно нашей редакции напомнил об этом дизайнер «Нивы» Валерий Семушкин: «У Владимира Соловьева не было сына Вадима! А был сын Сергей. Что же, по этой логике машина должна называться «Ниса»?

Попробуем разобраться в этой истории. Для начала просто представим себе — а реально ли в советских условиях назвать автомобиль аббревиатурой из имен собственных детей? В самые тоталитарные времена автомобили именовались по аббревиатуре завода-производителя, где вполне могли сквозить фамилии первых или великих людей страны: Ленин, Сталин, Молотов, Горький. Но чтобы кто-то произвольно присваивал массовому советскому автомобилю имена своих близких родственников? Это трудно представить.

Откуда же взялась информация об именах детей в названии «Нива»? В Сети есть единственный источник — интервью ведущего конструктора автомобиля Петра Прусова, данное журналу «Итоги» в 2012 году. Тут надо знать, что Прусов был острослов и шутник. Об этом вспоминают многие, кто его знал; чувством юмора, каламбурами и прибаутками пронизаны его интервью и опубликованные воспоминания. Видимо, пошутил он и в тот раз.

Слово не воробей, а печатное слово — тем более. И вот что напечатано в книге о первом главном конструкторе ВАЗа, Владимире Соловьеве. Его сын — Сергей, 1944 года рождения, и ни о каком Вадиме нет ни слова. Книга называется «Владимир Сергеевич Соловьев, человек, конструктор, творец», издана в 2000 году клубом ветеранов ВАЗа.

1 (1).jpg

Творец — и это еще просто сказано! Владимир Сергеевич — знаковая фигура в истории российского автомобилестроения. Он принимал участие в создании первой «Волги», знаменитой ГАЗ-21. В качестве ведущего конструктора он участвовал в проектировании ГАЗ-24, работал и над «Чайкой». Как воспоминали ветераны ГАЗа, он был одним из тех, кто спас «Победу», производство которой было приостановлено по ряду причин, среди которых — недостаточная динамика и высокий расход топлива. 

Соловьев спроектировал новую трансмиссию — и машина поехала! Работал он и над боевой техникой, в частности, над самой массовой советской самоходкой военного периода — Су-76М. В. С. Соловьев занимал должность главного конструктора ВАЗа с 1966 года.

 Он участвовал в выборе лицензионного автомобиля для производства в Тольятти, курировал доработку ФИАТ-124 под российские условия — лишь после полной модернизации зарубежный прототип превратился в ВАЗ-2101, который был назван «Российским автомобилем столетия». При Соловьеве зародилась конструкторская служба ВАЗа, предназначенная не для только сопровождения действующего производства, как планировалось изначально, но и для создания новых моделей. Первые микролитражки, переднеприводные образцы, электромобили, наконец, «Нива» и амфибия на ее базе — сразу несколько смелых проектов стартовали в начале 70-х. Владимир Соловьев ушел из жизни рано, в 1975-м, не увидев, как разработанные им концепции доказали свою успешность... По воспоминаниям соратников, Соловьев был очень скромным человеком, и уж точно не позволил бы себе такого — называть автомобиль в честь членов своей семьи.

Сегодня в музее ГАЗа на стенах висят исторические фотографии: не читая подписи, Соловьева трудно узнать в молодом и худощавом инженере у кульмана. А на АВТОВАЗе Соловьев встречает каждого, кто посещает главный корпус службы инжиниринга: бюст первого главного конструктора установлен на входе в здание.

dokument-ot-Semushkina.jpg


Ну а что касается названия «Нива» — оно появилось на эскизах еще в начале 1970-х, и в 1976 году было оформлено на государственном уровне. Опубликованы рукописные заметки дизайнера «Нивы» Валерия Семушкина, который отстаивал это название в разных инстанциях — там видно, как рождалось имя, сегодня известное во всем мире. Копии этих заметок, ранних эскизов и копии страниц книги о Соловьеве мы выбрали в качестве иллюстрации. Интересно, хватит ли этого редакторам Википедии, чтобы поправить страницу о «Ниве»?

thumbnail_ekizy-nivy71g.jpg

va-online.ru 

-----------------------------

Подпишитесь на новости АвтоСреды в Яндекс Дзене, ВКонтакте, facebook

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
 
Scroll to up