Не говорите этого инспектору ДПС

Не говорите этого инспектору ДПС 15.10.2021

Есть невинные (вроде бы) фразы, способные вывести из себя любого гаишника и превратить спокойный диалог в конфликт. А недобросовестного сотрудника ГИБДД еще и спровоцируют на вымогательство.

Ошибка 1. Суетливость и нервозность

Типичная фраза: «Давайте побыстрее, я очень спешу!»

Водители рассчитывают, что инспектор войдет в положение — он ведь тоже человек, и ему наверняка доводилось торопиться в аэропорт или на важную встречу. Но вместо ожидаемого сочувствия инспектор может разгневаться. Во-первых, он слышит такие просьбы по тридцать раз на дню. Во-вторых, никто не любит, когда его поторапливают и подгоняют. Есть большая вероятность, что ваши документы будут проверять дотошно и нарочито медленно.

Ну а недобросовестные сотрудники, услышав, что вы торопитесь, тем более всеми силами постараются вас задержать. Вдруг вы предложите «решить вопрос на месте»?

Комментарий эксперта. Суетливость и нервозность при желании можно расценить как неадекватное поведение

Неудовольствие, неуместные возражения, спор действительно могут быть вызваны воздействием на психику алкоголя, наркотических или психотропных препаратов, а также крайней или пороговой усталостью от длительной езды. И это, соответственно, может побудить инспектора предложить водителю совершить дополнительные действия: выйти из машины, съездить в наркологический диспансер, проследовать в автомобиль-лабораторию для проведения экспресс-тестов. Или просто отдохнуть некоторое время от управления.


Ошибка 2. Игра «кто тут главный»

Типичная фраза: «Лучше пьяных/настоящих нарушителей останавливайте! Вон тот водитель ехал быстрее, чем я!»

Причин, почему сотрудник «выдернул» из потока именно вас, не обратив внимание на нарушителя в соседнем ряду, может быть много.

Во-первых, каждый день полицейские получают ориентировки — ваша машина могла оказаться в числе «подозрительных».

Во-вторых, вы могли попасть на один из профилактических рейдов ГИБДД: «Трезвый водитель», «Чистый номер», «Перекресток-светофор». Мероприятия эти не из легких  — приходится проверять огромное количество машин. Инспектор и сам заинтересован побыстрее отпустить не вызывающего подозрения водителя. Если, конечно, тот не начинает провоцировать должностное лицо, указывая, как ему работать.

Ну а для недобросовестного сотрудника возмущающийся проверкой водитель — просто подарок. Он сделает все, чтобы доказать, что вы и есть тот самый «настоящий» нарушитель.


Ошибка 3. Фамильярность

Типичная фраза: «Конечно, можно на „ты“»

Переход на теплое покровительственное «ты» — излюбленный прием коррумпированных сотрудников. Молодому неопытному водителю может показаться, что неформальное общение поможет расположить инспектора к себе. На самом деле этот психологический прием позволяет полицейскому вести разговор с водителем «сверху вниз», а не на равных. В такой ситуации легче надавить на вас и предложить свой способ выхода из ситуации. В том числе и противоправный.

В то же время: Не фамильярничайте сами. Фраза: «А вы что, никогда не нарушали?» ничего, кроме негатива и, соответственно, желания устроить автомобилисту самую серьезную проверку, не вызовет.

Комментарий эксперта. Дмитрий Панфилов, адвокат адвокатского бюро «Человек и Закон»:

Требуя вежливого обращения, ссылайтесь на закон

Прямого указания на обращение инспектора ДПС к водителю на «вы» законы и нормативные правовые акты РФ не содержат. Зато есть прямые указания на необходимость вежливого, тактичного обращения инспектора ДПС к участнику дорожного движения. Об этом сказано в Федеральном законе № 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 3, ст. 13 (Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел). А также в ведомственном нормативном правовом акте — Приказе МВД России от 23.08.2017 №664 в редакции от 21.12.2017 «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» (пункт 43).

Ошибка 4. Высокомерие и хамство

Типичная фраза: «Ваши документы? В чем причина остановки?»

Конечно, инспектор ДПС обязан представиться и назвать причину остановки. Но предоставьте ему право сделать этого без понуканий и указаний. Если же вы заранее противопоставляете себя инспектору и всем своим видом показываете, что не ждете от него ничего хорошего, даже человек с ангельским характером захочет проверить ваши документы и машину, что называется, «под лупой».

Недобросовестные сотрудники могут начать провоцировать высокомерного и вспыльчивого водителя на еще большее хамство — с помощью пренебрежительного тона и/или нотаций. Если «сорветесь», коррупционер предложит выбор: стать привлеченным к ответственности за публичное оскорбление представителя власти или «договориться миром».

Комментарий эксперта. Дмитрий Панфилов, адвокат адвокатского бюро «Человек и Закон»:

За оскорбление могут привлечь как по уголовной статье, так и по новой статье КоАП

Категория «публичное оскорбление» включает две составляющие. Публичность предполагает, что факт оскорбления становится известен третьим лицам. Само оскорбление по смыслу представляет собой унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме не только в словах, но и в жестах.

Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им должностных обязанностей согласно ст. 319 Уголовного Кодекса РФ наказывается штрафом (в размере до 40 тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех месяцев), либо обязательными работы (до 360 часов), либо исправительные работами (до 1 года).

Также Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) внесена новая статья 5.61, предусматривающая административную ответственность за оскорбление. В соответствии с частью 1 этой статьи за оскорбление предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 рублей на граждан; от 10 000 до 30 000 рублей — на должностных лиц; от 50 000 до 100 000 рублей — на юридических лиц.

Ошибка 5. Отвечать на провокационные вопросы

Типичная фраза: «Извините, это мне так навигатор показал…»

Некоторые автолюбители так нервничают, что автоматически отвечают на провокационные вопросы недобросовестных инспекторов. Самые частые из них: «Нарушаем?», «Какой знак вы сейчас проехали?» и философское «Ну и что мы с вами будем теперь делать»?

Расчет прост: если водитель сам назовет мнимое нарушение и, тем более, предложит коррупционеру «мирный» способ урегулирования, бери его, что называется «голыми руками».

Задайте инспектору встречный вопрос: «Вы выявили правонарушение?» и в случае утвердительного ответа настаивайте на составлении протокола.

Комментарий эксперта. Дмитрий Панфилов, адвокат адвокатского бюро «Человек и Закон»:

Вопрос «Нарушаем?» парируется ответом «Нет!». В таком диалоге нет состава правонарушения, нет оскорбления. Это лишь обмен мнениями по неизвестному одной из сторон событию. Вопрос о знаке тоже не совсем корректен. Обочины современных дорог просто «утыканы» знаками — от запрещающих до указывающих. Водитель, оценивая дорожную ситуацию, должен уметь правильно читать и интерпретировать дорожные знаки. Но требования помнить все встретившиеся знаки нет и не может быть. Корректно спросите инспектора, о каком именно знаке идет речь, но самое главное — уточните причину остановки.

Фраза «Ну и что мы с вами будем теперь делать»? может быть использована недобросовестным инспектором ДПС для начала диалога о незаконном вознаграждении за непринятие мер. Стоит помнить, что оба участника такой истории попадают в правовое поле УК — один как взяткодатель, второй как взяточник. И в результате правонарушение со штрафом 3000 рублей превращается в реальный срок лишения свободы для двух сторон.

Ошибка 6. Ввязываться в спор или конфликт

Типичная фраза: «Это вообще был не я!»

Некоторые автолюбители, совершив незначительное нарушение, считают, что можно «выкрутиться» с помощью долгих препирательств. Дескать, инспектору надоест тратить на это время, и он отпустит. Скорее наоборот — захочет наказать вас «по полной».

Если же вы уверены, что ничего не нарушили,найдите в протоколе графу «Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении» и впишите туда свои возражения.

Комментарий эксперта. Дмитрий Панфилов, адвокат адвокатского бюро «Человек и Закон»:

Обязательно аргументируйте свою позицию

Кратко сформулируйте несогласие с инкриминируемым составом административного правонарушения и приведите аргументы в свою пользу. Например: «С квалификацией моих действий по статье…. не согласен. Обгон транспортного средства мной был начат при прерывистой разметке, а завершил маневр я уже в другой ситуации. Прекратить маневр не мог по причине… В распоряжении имеются фотоматериалы с места происшествия».

Такая запись — первый шаг в защите от возможной ошибки или корыстного умысла со стороны инспектора ДПС.

Инспектор обязан предоставить вам «возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении» и дать возможность «представить объяснения и замечания по содержанию протокола...» (часть 4 ст. 28.2. КоАП).


Почему так важно требовать составления протокола?

Комментарий эксперта. Дмитрий Панфилов, адвокат адвокатского бюро «Человек и Закон»:

«Протокол об административном правонарушении — это законный путь защиты своих прав в случае обвинения в совершении административного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения».

Кроме того, протокол — это фиксация правонарушения, которое, по мнению сотрудника ДПС, произошло. Правонарушение, которого не было, зафиксировать невозможно, или, по крайней мере, очень сложно. Поэтому недобросовестный инспектор, который пытается «развести» водителя, протокол составлять не станет — он начнет подыскивать другую «жертву».

zr.ru 

----------------------------------------
Подпишитесь на новости АвтоСреды в Яндекс Дзене, ВКонтакте, facebook, instagram 

            

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  

 
Scroll to up