27.10.2025
В условиях роста цен на топливо стало появляться все больше сообщений о случаях фальсификата на российских автозаправочных станциях. Это связано с тем, что производители начали массово экономить на качестве, поскольку не могут дальше повышать цены, считает глава Союза автосервисов России Юрий Валько.
Использование некачественного (разбавленного) бензина угрожает безопасности водителей и исправности автомобилей. Сегодня, в день автомобилиста, aif.ru с помощью экспертов Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) объясняет, как выявить разбавленное горючее, и что делать, если вы уже заправились им.
Нарваться можно не только на разбавленное топливо, но и на такое, в котором изменено соотношение дешевых и дорогих фракций либо отсутствуют необходимые присадки.
«Теоретически на автозаправке может появиться бензин, в котором такое соотношение нарушено путем смешивания. Эти пропорции можно изменить только в розничной сети, а вот на производстве могут заменить и присадки, отдав предпочтение менее качественным», — говорит заведующий кафедрой «Автомобили и технологические машины» ПНИПУ, доктор технических наук Николай Лобов.
Однако есть пара простых тестов, которые рекомендуют провести эксперты в случае, если у вас возникли сомнения. Правда, один из них опасен, поскольку предполагает горение вещества, поэтому проводить его надо только на открытом пространстве и с огнетушителем под рукой.
А вот другой метод проверки легко доступен. Надо взять чистый белый лист бумаги, капнуть на него немного бензина и дать ему испариться при комнатной температуре.
«Качественное топливо испарится за одну-три минуты, не оставив следов. Место, куда вы капнули, будет чистым и сухим, — объясняет старший преподаватель кафедры „Химические технологии“ Пермского Политеха Андрей Кудинов. — Если же даже через 5-10 минут на бумаге есть жирное пятно или остался маслянистый ореол, то это верный признак того, что в бензине содержатся тяжелые фракции — скажем, дизеля или керосина».
Теперь о том, методе, который опасен. Предупреждаем, что этот тест ни в коем случае нельзя проводить вблизи построек (например, в гараже) и уже тем более на АЗС, где даже курить запрещено.
Необходимо выйти на открытое пространство, вооружиться огнетушителем, налить несколько капель топлива в огнеупорную металлическую емкость с длинной ручкой и поджечь.
«Чистый бензин горит ровным бело-голубым пламенем. Если у него будет желтый или оранжевый цвет, это говорит о присутствии спиртов (метанола, этанола) или воды. Красноватый оттенок и появление сажи свидетельствуют о наличии тяжелых фракций: керосина, дизеля или газового конденсата», — рассказывает профессор кафедры автомобилей и технологических машин ПНИПУ, доктор технических наук Константин Пугин.
Внешне отличить фальсификат почти невозможно. Надо иметь в виду, что качественный бензин всегда должен быть прозрачным, не содержать осадка и иметь слегка золотистый или голубоватый оттенок.
Ученые предупреждают: если бензин разбавили качественным растворителем вроде ацетона, эти методы проверки не сработают. В таком случае полноценный анализ возможен только в лаборатории с помощью газового хроматографа. Этот прибор измеряет содержание парафинов, изопарафинов, нафтенов и ароматических соединений с различной молекулярной массой и выявляет все посторонние примеси.
Последствия заправки фальсификатом могут проявиться как мгновенно, так и спустя время.
Во-первых, у машины может появиться непривычный стук при разгоне, которого не было раньше. Это детонация — симптом, говорящий о нарушении сгорания в цилиндре. Дальнейшее использование автомобиля в таком режиме грозит отказом двигателя.
Вторая проблема — повышенное содержание серы в топливе.
«Она имеет накопительный эффект и способна вывести из строя цилиндропоршневую группу и дорогостоящую топливную аппаратуру. А удаление серы — процесс не дешевый», — предупреждает Николай Лобов.
Третье — спиртовые примеси. Они разъедают резиновые шланги и уплотнители, что может привести к утечке бензина под капот и возгоранию.
В результате использования паленого топлива двигатель в целом работает неустойчиво, обороты плавают. В результате резко возрастает расход горючего (например, с 7 до 10 литров), теряется мощность, засоряются топливный насос и форсунки
При первых же признаках этого необходимо немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля, рекомендуют эксперты. Потом надо как можно скорее слить это топливо из бака и топливной системы. Если это невозможно сделать сразу, разбавьте некачественное горючее большим объемом проверенного бензина с высоким октановым числом. Эта экстренная мера снизит концентрацию примесей, но не отменит необходимого визита в автосервис.
Все публикации Следующая публикация »
Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!