Как пенсионер «Автоваза» построил бизнес электроколясок для инвалидов

Как пенсионер «Автоваза» построил бизнес электроколясок для инвалидов 25.01.2023

В 2010 году Сергей Перевезенцев, отработав 43 года на «Автовазе», вышел на пенсию и открыл свое дело. Сначала производил снегоходы, а затем решил улучшать мобильность российских инвалидов. Сейчас его небольшой цех с полусотней сотрудников выпускает почти полторы тысячи электрических инвалидных колясок в год, своей продукцией он серьезно намерен потеснить контролирующих отечественный рынок иностранных конкурентов. 

Работу Перевезенцев называет хобби, новое увлечение у него сегодня — производство детских электрокаров, выпуск которых он готов довести до 1 млн в год.


«Не лежать же я должен»  

Сергей Перевезенцев окончил Горьковский политехнический в 1967 году. И сразу же по распределению уехал в Тольятти — запускать ВАЗ. Начал мастером участка, потом стал начальником цеха, затем — начальником отдельного производства. Более 10 лет Перевезенцев руководил опытно-промышленным производством «Автоваза», в 2010 году с должности генерального директора дочернего предприятия  ООО «Автоваз-Перспектива» ушел на пенсию.

«Работа для меня как хобби. Не лежать же я должен, — замечает Перевезенцев. — Решил попробовать себя в бизнесе».

Созданная им компания «Вояджер» выпускала снегоходы под маркой «Пегас». Конь с крыльями тут ни при чем: в названии заложены инициалы жены — Перевезенцевой Галины Сергеевны. Технику делали по разработкам Тольяттинского политехнического института, с которым Перевезенцев много лет сотрудничал. Но снегоходы — продукт специфический, сезонный. Да и выйти на рынок за пределами Самарской области не удалось. Чтобы производство летом без заказов не простаивало, пришлось искать какое-то дополнительное направление. 

«За границей я часто бывал, всегда удивлялся, как там много инвалидов-колясочников, — рассказывает Перевезенцев. — У нас же инвалидов как будто бы и не было. 

И тема доступной среды для человека с ограниченными возможностями вообще не обсуждалась».

С 2014 года в ассортимент «Вояджера» добавляются так называемые технические средства реабилитации (ТСР) — электрические коляски и компактные лестничные подъемники. Последние производятся в виде гусеницы, на которую при необходимости закрепляется коляска, которую электромотор устройства поднимает по лестнице.
Через какое-то время ТСР становятся основным продуктом, а сама компания переименовывается в «Подъем».

ocr (7).jpeg
Сергей Перевезенцев (Фото DR)

 

«У меня стратегическая цель — вытеснить с рынка аналогичную импортную технику. А это достижимо только одним способом — делать лучше», — рассказывает Перевезенцев.

Просторное светлое помещение с огромными столами, на которых идет сборка продукции, по периметру стеллажи с  комплектующими... Опытный производственник Перевезенцев сразу определил, что для обеспечения качества достаточно оставить за собой всего две ключевые операции — сварку каркаса и сборку готового изделия. А изготовление всего остального можно заказать поставщикам. «Зачем мне покупать станки по миллиону каждый, нанимать сотни людей, когда есть готовые производства? — замечает Перевезенцев. — Мне сейчас поставляют 96 предприятий со всей России. Из Китая берем только электродвигатели и электронику для управления. Общая локализация сейчас составляет 93%».

В итоге выпуск примерно 1400 колясок и подъемников в год обеспечивают всего 50 сотрудников. «Подъем» выпускает шесть наименований изделий: электроколяски в 43 комплектациях, три варианта лестничных подъемников (гусеничных и шагающих), электроскутеры и прогулочные коляски.

Какой главный критерий качества? «Мы отгрузили 8000 наименований, а замечаний от потребителей — всего единицы», — объясняет Перевезенцев. 


Но основное конкурентное преимущество по сравнению с иностранными, конечно, близость к потребителю и связанная с этим гибкость. ТСР должны соответствовать индивидуальным особенностям человека. Например, одним необходимо более широкое сиденье, другим — высокая спинка. Если у человека нет правой руки, пульт управления придется разместить слева. Бывает, что необходимы опции вроде поддержки тела или головы. По словам Перевезенцева, японские, немецкие, австрийские компании, участвующие, например, в тендерах госзакупок, берутся поставить такую коляску через три месяца — быстро лишь базовую комплектацию. А «Подъем» собирает за две недели. Его дочерняя торговая компания «Меркурий» в 2020 году подписала 82 госконтракта на поставку ТСР на 24 млн рублей. Выручка «Подъема», по данным СПАРК, в 2020 году составила 119 млн рублей, в 2021 году — 131 млн рублей.


«Поставил себе задачу ежегодно увеличивать выпуск на 10-20%  — тем самым постепенно вытеснить импортную продукцию с российского рынка», — заявляет Сергей Перевезенцев. 

По итогам этого года выручка компании увеличится на 8%, в 2023 году, по планам, она вырастет еще на 20%. 

Средняя отпускная стоимость изделия «Подъем» — 170 000 рублей. О доходах компании Перевезенцев говорить не хочет, зато с гордостью озвучивает среднюю зарплату своих сотрудников — 65 000 рублей. Это выше, чем на «Автовазе» — там средняя зарплата сейчас около 60 000 рублей.

Кроме ТСР для людей с ограниченными возможностями «Подъем» налаживает выпуск детских электромобилей  «Нивушка», «Калиночка», «Копеечка», «Вестушка». Машинки развивают скорость до 7 км/ч, возраст водителя — от трех до семи лет.

Началось новое направление с того, что в Набережных Челнах решили приобщать детей к автоспорту — для этого приобрели в Китае электромобили. Как выяснилось, в России такие просто никто не делал. Китайские же буквально развалились —  важные механические детали в их конструкции оказались пластмассовыми. Перевезенцева попросили их реанимировать — заменить металлом. Он, когда выполнял заказ, подумал, почему бы самому не выпускать такую продукцию — вот прямо в автомобильной столице России.

Из импортного в детских автомобилях от пенсионера «Автоваза» только электродвигатель, металлическая ходовая и пластиковый корпус — российские. «Нивушка» уже сейчас продается на Ozon (32 000 рублей), остальные модели на подходе. 

«В 2023 году планируем продать 600 000. Но, если будет спрос, мы готовы выпускать их хоть 1 млн в год, как «Автоваз» в лучшие годы», — замечает Перевезенцев.


Полмиллиона клиентов

По оценкам Минпромторга России, годовой объем спроса на кресла-коляски с электроприводом для инвалидов в стране составляет 4000 единиц. По линии Фонда социального страхования (ФСС) для бесплатного предоставления нуждающимся в России в 2021 году было закуплено 2078 кресел-колясок с электроприводом на общую сумму 312,3 млн рублей. В начале октября Минпромторг предложил запретить закупку для государственных нужд электрических кресел-колясок — министерство считает, что подобной мерой необходимо устранить «засилье иностранных поставщиков». Отечественную продукцию выпускают три основные компании: ООО «Завод специального оборудования» во Владимире, «Обсервер» в Калининграде и  «Подъем» в Тольятти.

ocr (8).jpeg
Процесс сборки электроколяски (Фото пресс-центра Думы г.о. Тольятти)

---------------------------
Алексей Боярский
Продолжение репортажа читайте на сетевом издании forbes.ru 

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
 
Scroll to up