Без Полякова не было бы ВАЗа

Без Полякова не было бы ВАЗа 03.03.2022

Сегодня 3 марта отмечаем 107 годовщину со дня рождения Виктора Николаевича Полякова (03.03.1915 - 01.06.2004),  первого генерального директора ВАЗа, Героя Социалистического Труда, Почетного гражданина г. Тольятти, Почетного гражданина Самарской области.

В.Н. Поляков родился 3 марта 1915 года в Томске. Трудовую деятельность начал в 1930 году учеником слесаря. Совмещая работу на производстве с учебой, успешно окончил в 1938 году Московский автомобильно-дорожный институт.

С 1938 по 1946 год служил в армии. Участник Великой Отечественной войны.

37.jpg

В 1946 - 63 годах прошел путь от инженера-испытателя до директора Московского завода малолитражных автомобилей.

С 1963 - 65 годах - заместитель председателя, председатель Совета народного хозяйства Москвы.

1965 - 1975 - заместитель министра автомобильной промышленности СССР, генеральный директор Волжского автомобильного завода.

1975 - 1986 - министр автомобильной промышленности СССР.

1986 - 1992 год - эксперт центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института.

1992 - 1993 - начальник консультационного отдела – заместитель руководителя Московской дирекции ОАО «АВТОВАЗ».

1993 - 1999 - начальник консультационного отдела, начальник консультационно-экспертного от дела представительства ОАО «АВТОВАЗ» в г. Москве

1999 - 2004 - директор аналитического центра ОАО «АВТОВАЗ»

polykov.jpg

Слева направо: Виктор Николаевич Поляков - зам.министра - ген. директор ВАЗа,
Косыгин Алексей Николаевич - председатель Совета Министров СССР, 16.12.1971 год.

«Виктор Николаевич Поляков был одним из команды опытнейших руководителей Страны Советов, среди которых - председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, его заместитель В. Н. Новиков, министр автомобильной промышленности А. М. Тарасов. Не будет преувеличением сказать, что в масштабах нашей страны Поляков сыграл ту же роль, что в Америке - Форд, которого называли спасителем США.

0a950f1b6fab034865d9444cec6705eb.jpeg

Изначально директором ВАЗа намечалось назначить другого руководителя. Виктор Николаевич, работавший тогда заместителем министра автомобильной промышленности, сам попросил, чтобы ему доверили строительство.

«В течение всей своей жизни я никогда не пытался устроиться на какую-нибудь должность, тем более повышенную. Но это был тот исключительный случай, когда я сам пришел к министру Тарасову, будучи замминистра, курирующим производство в Министерстве автомобильной промышленности, и попросил назначить меня директором завода».

17 августа 1966 года для 51-летнего Полякова началась эпопея Волжского автомобильного. И он с честью выдержал это тяжелейшее испытание - как для специалиста, так и для человека.

Под руководством Полякова был успешно осуществлен сложнейший проект 20 века - «СССР-Италия», а конкретно - «ВАЗ-ФИАТ». В его успех на Западе никто не верил. Зарубежные газеты писали, что это фантазия, а не завод. Но Виктор Николаевич сумел не только организовать строительство гигантского предприятия, принесшего стране громадные прибыли, но и сделал все, чтобы многие отрасли промышленности нашей страны смогли подняться на новый технический уровень, изготавливая материалы и комплектующие для ВАЗа.»

Одна из заслуг Виктора Николаевича Полякова в том, что он сумел воспитать целую плеяду талантливых руководителей, благодаря которым АВТОВАЗ выжил в самые трудные годы новой России.

Поляков был блестящим стратегом и тактиком, руководителем дальновидным, упорным, последовательным, требовательным и в то же время очень заботливым. Не случайно на ВАЗе его звали Папой...

Тольятти. 1968...2.jpg

« - Тем-то и привлек меня новый завод, что основой концепции его с самого начала была ориентация не на позавчерашний, не вчерашний, а на сегодняшний и даже завтрашний день автомобильной промышленности».

(В.Н. Поляков глазами современников / ред.-сост. : Шаврин А. - 2-е изд., доп. - Тольятти : ОАО "АВТОВАЗ", 2004. - С. 19)


В 1975 году Виктор Николаевич был назначен министром автомобильной промышленности СССР. Период его работы во главе автопрома - пик развития советского автомобилестроения. За одиннадцать лет Советский Союз прочно обосновался на шестом месте в мире по производству легковых автомобилей (после США, Японии, ФРГ, Франции и Италии). Объем ежегодного выпуска легковушек стабильно стал составлять порядка 1,3 миллионов штук. А общее количество транспорта , обновляющего автопарк страны, превысило 2 миллиона автомобилей. Последовательно развивались ВАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ и другие автозаводы страны.

(КУДРИН К. Пять генеральных // Площадь Свободы. - 2001. - 28 март (N 55). - С.8-9.)

2-1536x1118.jpg

В 1992 году о просьбе руководства АО «АВТОВАЗ» Виктор Николаевич возглавил экспертную группу при генеральном директоре. Перед группой ставились такие задачи как: общее руководство разработкой совмещенного технико-экономического расчета по всем проектам технического развития АО, эффективное направление финансовых ресурсов для обеспечения планов технического развития, выработка предложений по изменению организационных структур в связи с изменением задач по техническому развитию АО…

Под непосредственным руководством В. Н. Полякова на заводе были приняты такие основополагающие программы и, соответственно изданы приказы, как «О техническом перевооружении завода в связи с подготовкой производства нового семейства автомобилей ВАЗ – 1118 «Калина», «О дополнительных мерах по обеспечению конкурентоспособности автомобилей «ВАЗ» в рыночных условиях».

(РЫЖКОВ П. П. В.Н. Поляков: "Вы молоды, это такое счастье!" // Волжский автостроитель. - 2007. - 03 март (N 38). - С. 4.).

«Я верю в вас, в Волжский автозавод, в его коллектив, в его традиции, в ветеранов и молодежь ВАЗа. Верю в быстрейшее самоочищение и восстановление ВАЗа. И я горжусь, что основная часть моей жизни была отдана этому замечательному организму».

(из выступления В.Н. Полякова на встрече, посвященной его 80-летию в интерклубе ВА За, 10 марта 1995 г.)

vazbook.libavtograd.ru 

В. Н. Поляков награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Фронтовые заслуги отмечены орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.


Указом Президиума Верховного Совета СССР генеральному директору ВАЗа Виктору Николаевичу Полякову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот».

polykov.jpg


  • В Тольятти именем Полякова 26 августа 2005 года названы улица в Автозаводском районе и площадь.
  • Памятник у здания заводоуправления ОАО «АВТОВАЗ» был открыт 19 апреля 2007 года.[3]
  • 20 декабря 2010 года открыта мемориальная доска на доме в Москве в переулке Хользунова, где жил первый генеральный директор АВТОВАЗа.  Авторы мемориальной доски — скульптор Филипп Рукавишников и архитектор Михаил Корси.
  • В 2005 году был выпущен художественный маркированный конверт России, посвященный В. Н. Полякову.
  • Имя В.Н.Полякова носит лицей #76 г.Тольятти
  • В Набережных Челнах именем Виктора Полякова назвали улицу и остановку общественного транспорта.

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
 
Scroll to up