5 апреля 1977 года на АВТОВАЗе был дан старт серийного выпуска полноприводной модели ВАЗ-2121, названной тогда «Нивой», а ныне именуемой LADA 4x4. Спустя ровно 39 лет научно-производственная компания «Универсал», официальный дилер LADA, пригласила всех желающих отметить день рождения давно уже ставшего легендарным автомобиля.
Редко какая модель спустя 39 лет после начала ее производства остается востребованной как у себя на родине, так и во многих зарубежных странах. Включая такие развитые в автомобильном плане как Германия, Франция, Великобритания. А LADA 4x4 до сих пор расходятся как горячие пирожки»! Так, например, по словам директора НПК «Универсал» Александра Николаевича Платицына только эта компания за три месяца нынешнего года реализовала 61 автомобиль LADA 4x4, в том числе 20 пятидверных. В апреле планируется продажа еще 11-ти машин.
Подтверждением сказанному является то обстоятельство, что в праздничный день 5 апреля счастливыми обладателями двух новеньких полноприводных «пятидверок» стали жители Ставропольского района Самарской области и города Тольятти. Причем сотрудники НПК «Универсал» при активном содействии члена Совета ветеранов ОАО «АВТОВАЗ» Юрия Кузьмича Целикова подготовили как новоиспеченным автовладельцам, так и всем собравшимся целый ряд сюрпризов!
Одним из них стало присутствие на празднике людей, благодаря таланту и трудолюбию которых LADA 4x4 стала столь популярной буквально во всем мире – ведущего конструктора проекта 2121 Петра Михайловича Прусова и ведущего дизайнера данного проекта Валерия Павловича Семушкина. Естественно, журналисты не могли оставить это без внимания и наперебой стали расспрашивать создателей культового вазовского внедорожника. А они оба - превосходные рассказчики, и в этот раз тоже поведали много интересного.
Историческое отступление
Петр Михайлович отметил, что самым сложным в создании полноприводника было отстоять свое видение, свою концепцию этого автомобиля. Не секрет, что многие тогдашние руководители ВАЗа видели будущий внедорожник таким, какими были в то время практически все модели данного класса – рамной конструкции, с открытым кузовом, снабженным мягким складывающимся тентом. На первом художественном совете выбор был сделан именно в пользу такой машины. Прусов сказал бывшему тогда главным конструктором АВТОВАЗа Владимиру Сергеевичу Соловьеву, что отказывается работать в этом направлении…
И на техсовете, состоявшемся на следующий день, Соловьев предложил не тратить время на обсуждение уже хорошо известной концепции, а внимательно рассмотреть плюсы и минусы полноприводного автомобиля с несущим закрытым кузовом. В результате решение было принято!
Также Прусову удалось отстоять независимую переднюю подвеску и дисковые передние тормозные механизмы. Единственное, о чем он сожалеет, - что в серийное производство пошли автомобили с отдельно расположенной раздаточной коробкой, хотя уже тогда был разработан вариант с коробкой передач и раздаточной коробкой в одном блоке. Просто в то время планировалось, что ежегодный выпуск ВАЗ-2121 не превысит 25 000 штук и производить для него оригинальную трансмиссию нерентабельно…
В.П. Семушкин рассказал, что в своем дипломном проекте он разрабатывал дизайн микролитражки для ВАЗа, но уже тогда ему ближе был автомобиль «для сельской местности». Когда в 1971 году он начал свою трудовую деятельность на Волжском автозаводе, там вместе с ним было три дизайнера. По плану двое из них должны были заняться легковыми моделями, а один – внедорожником. Валерий Павлович выбрал полноприводник, так как хорошо знал и сельскую местность, и сельские дороги, и людей села.
Интересно, что его видение новой вазовской модели практически полностью совпадало с тем, как ее позиционировал тогдашний генеральный директор ВАЗа Виктор Николаевич Поляков: «У нас есть отличная машина для города, теперь мы должны сделать такую же машину для жителей сельской местности, а также для любителей отдыха на природе».
Выпускать ВАЗ-2121 планировалось не 2 – 3 года, а гораздо дольше, поэтому в его дизайне не могло быть каких-то сиюминутных решений, он должен был оставаться привлекательным достаточно продолжительное время. И как показала жизнь - это удалось. Однако сейчас все же необходимо обновление. По мнению Семушкина, нужно увеличить колесную базу автомобиля, объем багажного отделения и проемы дверей.
Ответил Валерий Павлович и на вопрос о происхождения названия легендарной машины – «Нива». Предложил его именно он, сначала как рабочее наименование проекта. Затем, когда встала задача дать официальное имя вазовскому внедорожнику, Семушкин вместе с соответствующими вазовскими специалистами произвел проверку слова «Нива» на благозвучность на различных языках. Все оказалось в полном порядке, и машина успешно продавалась под этим названием по всему миру до тех пор, пока оно не было передано СП GM-АVTOVAZ.
Жизнь продолжается!
В ходе праздничного мероприятия в НПК «Универсал» присутствовавшие, в частности, смогли ознакомиться с экспозицией компании «Идеал-Пласт», где были представлены изготовленные из пластика комплектующие изделия для различных моделей LADA. Их высокое качество вполне позволяет заменить импортные детали, используемые ныне на АВТОВАЗе при изготовлении автомобилей.
Кульминаций дня стала тожественная передача купленных в тот день двух пятидверных автомобилей LADA 4x4 их новоявленным владельцам. В память об этом они сфотографировались с П.М. Прусовым и В.П. Семушкиным на фоне приобретенных машин, а затем разработчики легендарного вазовского внедорожника оставили свои автографы в сервисных книжках.
О своем подарке покупателям объявил директор НПК «Универсал» А.Н. Платицын – первые три технических обслуживания в компании обойдутся им абсолютно бесплатно.
А вот что сказали нам сами покупатели.
Владимир: «Наша семья живет в небольшом поселке. Благодаря ВАЗ-2131, который принадлежал моему отцу, у нас не было никаких проблем с ежедневными поездками в любое время года и при любой погоде. Также вместе с отцом мы регулярно ездили на его машине на любимую нами рыбалку. Но теперь машина состарилась и мы решили заменить ее на новую, той же модели. Правда, теперь владельцем нового автомобиля стал уже я».
Валерий: «Я тольяттинец, но очень люблю отдыхать на природе. На предыдущей пятидверной LADA 4х4 очень часто выезжал за грибами и на охоту. Автомобиль никогда меня не подводил, поэтому я решил поменять его на такой же. Уверен, что и новый также не подведет!».
В завершение мероприятия Ю.К. Целиков еще раз поздравил собравшихся с днем рождения любимого автомобиля и предложил всем желающим принять участие в подготовке празднования в следующем году его 40-летнего юбилея. Юрий Кузьмич отметил, что именно полноприводник стал первой вазовской моделью, разработанной полностью самостоятельно и получившей заслуженное признание во многих странах мира. Поэтому и отметить его юбилей необходимо на самом высоком уровне!
Александр Костянов
Дилерский центр "УНИВЕРСАЛ"
г.Тольятти, ул. Куйбышева,21
тел. 45-00-62
Компания: Универсал (LADA (ВАЗ))
« Предыдущая публикация Все публикации Следующая публикация »