Виктор Поляков: человек-легенда

03.03.2012 14:00

Сегодня, 3 марта 2012 года, исполняется 97 лет со дня рождения первого генерального директора Волжского автомобильного завода, почетного гражданина города Тольятти и Самарской области Виктора Николаевича Полякова. «АвтоСреда» публикует воспоминания людей, лично знакомых с человеком-легендой.

Владимир Самарцев, главный режиссер куйбышевского телевидения конца 80-х годов, автор первого фильма о Полякове:

- На любой фотографии или в кадрах кинохроники вы без труда узнаете Виктора Николаевича Полякова. Он выше всех на голову. И почти всегда где-нибудь во вторых рядах. Выпячиваться он не любил. Но зато, если вставал вопрос, кто возьмет ответственность на себя, Поляков первым говорил: «Я возьму... На заводе его звали «папой». Любили, уважали и боялись. Как он умудрялся руководить десятками тысяч людей, не стуча кулаком по столу и не посылая никого «по шпалам» ( а в то время это был самый привычный стиль руководства), одному богу известно. Самым страшным ругательством из его уст было: «Вы несерьезный человек! Ваше поведение некорректно...» Но зато и похвалу от Виктора Николаевича люди воспринимали как медаль или орден. В чем же главная заслуга Полякова? Очень многие вазовцы считают главным его достижением то, что он сумел создать команду руководителей-единомышленников, умных, изобретательных, профессионально грамотных ,старавшихся работать «в стиле Полякова» .Таких же патриотов, каким был сам.

Юрий Кузьмич Целиков, поэт-сатирик, работал генеральным директором Международной Ассоциации дилеров ОАО «АВТОВАЗ», главой вазовского дилера «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ», директором Восточного региона дилерской сети:

- Размышления у парадного подъезда ВАЗа возле памятника В.Н.Полякову:

До чего же время быстротечно...
ВАЗ живет и рядом Вы ...навечно.
В виде бюста Вы отец-создатель,
Издали, как «летчик-испытатель».
И с тех пор, как Вы «побронзовели»,
Трудно Вас признать. На самом деле.
Да и Вы бы не узнали свой завод.
Тут у нас ...такой «muda-ворот»!!!
Что творим – не ведаем подчас...
О, создатель! Вы простите нас...

P.S. muda - термин из бережливого производства: бесполезная деятельность, требующая больших затрат.

Анатолий Шаврин, член Союза журналистов России, ветеран и летописец Волжского автозавода:

- В недавней январской телепередаче «Дежурный по стране» Михаил Жванецкий рассказывал, как он представляет себе идеального руководителя. «В этой стране пользу может принести не начальник, а хозяин. Либо начальник с полномочиями хозяина – как маршал Жуков, как, допустим, Курчатов, как министр Поляков, который строил АВТОВАЗ и Тольятти… Вот начальник с полномочиями хозяина приносит большую пользу: он строит и уходит, когда уже все построено»...
Перечень имен выразителен. Особенно для нас, вазовцев, давно уяснивших разницу между начальником и хозяином. Потому что нам повезло девять лет трудиться под непосредственным началом В.Н.Полякова, а потом еще два десятилетия явственно ощущать воздействие его Личности....ВАЗ был построен, запущен в рекордно сжатые сроки, он успешно освоил проектные мощности, обеспечил экономическую эффективность, невиданную в стране «победившего социализма» – где-то благодаря умелому использованию именно социалистических принципов, а где-то опираясь на достижения капиталистической экономики и промышленности. Потому что настоящий хозяин остается таковым в любой экономической и политической формации, если он подлинный профессионал ,человек дела. Именно таковым воспринимался Поляков всеми, с кем сводила его жизнь в нашей стране, и грандами зарубежного автомира – тоже.

Владимир Васильевич Каданников, четвертый генеральный директор АВТОВАЗа:

- Если же говорить о роли В.Н. Полякова в создании, становлении Волжского автомобильного, я бы сказал, что он сформировал характер нашего завода, характер, который включает в себя характеры тысяч людей, от уборщицы до самого высшего руководства, определяющий всю судьбу его. Не говоря о том, что огромное количество молодых людей имело счастье повстречаться с таким человеком на дороге жизни, понять, с кого можно брать пример, понять, как нужно относиться к этой жизни, понять, какие требования нужно предъявлять к самому себе, прежде всего, и после этого получать возможность предъявлять требования к другим. Вот это для меня в нем главное.

Пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ»:

- На АВТОВАЗе первого генерального директора вспоминают с любовью, истории о его жизни передаются из поколения в поколение. Со временем они становятся легендами: разве поверит наш современник, что глава крупнейшего в Восточной Европе автозавода ходил в скромной поношенной потертой одежде, что каждый день обходил производство? Наверное, не так важно, станет ли жизнь Виктора Николаевича эталоном. Главное то, что справедливую оценку его работе уже дала наша новейшая история. Система работы автозавода, выстроенная Поляковым, оказалась настолько крепкой, что выстояла под ударами экономических неурядиц. Многие предприятия, основанные в советское время, рассыпались, а АВТОВАЗ выстоял. Мало того, завод даже умудрился поставить на производство новые семейства автомобилей. Рассказывают, что именно с подачи Полякова модель LADA Kalina стала не «проектом выживания», а «проектом развития», то есть дополнила существующую гамму машин, не заменяя другие автомобили. Заложить в завод огромный запас прочности было бы невозможно, не будь Поляков сам человеком крайне строгим. Широко известны его слова о том, что предприятию необходим напряженный труд, что только такая работа может дать результат, а вялотекущая деятельность всегда  бесплодна. Известно, что многие боялись Полякова, который мог проявить твердость и уволить человека. Многие роптали, что их заставляют работать больше за прежнюю зарплату… Доставалось всем, даже журналистам, которым гендиректор ВАЗа не  рассказывал о перспективах автозавода: он не любил раздавать обещаний. Но со временем обиды забылись, а результат – гигантские заводские цеха и автомобили-бестселлеры – остался.

Виктор Николаевич Поляков (1915-2004 гг.)

Родился 3 марта1915 г. в Томске (Новосибирская область). В1932 г. начал работать - слесарь автобазы. В1938 г. окончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, став инженером-механиком по эксплуатации автотранспорта.

С 1938 по 1946 гг. служил в армии; 1941 - 1945 гг. находился в действующих частях, воинское звание - инженер-майор.

С 1946 по 1963 гг. работал на Московском заводе малолитражных автомобилей: от инженера-испытателя до директора завода. Затем стал председателем Мосгорсовнархоза.1965 г. - замминистра автопромышленности СССР.

В1966 г. В. Н. Поляков назначен гендиректором строящегося Волжского автомобильного завода.

С 1975 по 1986 гг. В. Н. Поляков - министр автомобильной промышленности СССР.

С 1986 по 1999 гг. - эксперт Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, заместитель руководителя Московской дирекции АВТОВАЗа, начальник консультационно-экспертного отдела представительства АВТОВАЗа в Москве.

С 1999 по2004 г. работал в аналитическом центре АВТОВАЗа.

В. Н. Полякову присвоено почетное звание «Герой Социалистического Труда»; награжден Орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, Дружбы Народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Фронтовые заслуги В.Н. Полякова отмечены Орденами Красной Звезды, Отечественной Войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За оборону Советского Заполярья».

В.Н. Поляков - Почетный гражданин Тольятти и Почетный гражданин Самарской области.

Имя В. Н. Полякова занесено в Книгу Почета ОАО «АВТОВАЗ». 

 

Комментируем, не стесняемся!

При копировании материала активная ссылка на avtosreda.ru обязательна

Количество комментариев:  2
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
Комментарии

boczman, Тольятти 03.03.2012 14:56

Вот такого человека,в президенты Р.Ф.,но увы таких уж, боле нет.

читатель 03.03.2012 14:30

Каждый из нас на своем месте должен делать все от него зависящее и даже больше , иначе удачи не видать ! Хорошо , что в России есть примеры для подражания и самовоспитания .

 
Scroll to up