Удастся ли японцам задавить АвтоВАЗ?

22.01.2007 8:35

Минувший год снова отмечен экспансией иномарок по всем фронтам. Только за счет них в России заметно увеличилось производство, но еще больше — продажи легковых автомобилей. По оценке экспертов, бурный рост российского автопрома сохранится еще как минимум на три-четыре года. Так сегмент новых иномарок, который в 2006 г показал феноменальный рост в 65 проц, в этом году может вырасти еще на 35-40 проц, а в 2008 — 2010 гг прирост будет в пределах 22-26 проц в год.

Очевидно, что Россия стала одним из самых перспективных рынков сбыта для мировых автомобильных концернов. Борьба за клиента между крупнейшими компаниями с каждым годом будет обостряться. Причем, одним из главных конкурентных преимуществ будет стоимость автомобиля. А это значит, что успех ждет тех производителей, которые предложат россиянам автомобили по цене от 6 до 10 тысяч долларов.

Президент японского автомобильного гиганта Toyota Motor Кацуаки Ватанабэ подтвердил, что его компания разрабатывает небольшой и недорогой «народный автомобиль» для России, Китая и других быстро развивающихся экономик. На рынке он должен поступить в 2010 г, сообщил глава Toyota Motor.

По его словам, речь идет о легковой машине с двигателем объемом около 1 литра и ценой примерно 6-7 тыс долл. Дизайн и другие особенности «народных автомобилей» будут существенно различаться в зависимости от страны, где они будут продаваться.

Отметим, что еще год назад руководство Toyota Motor заявляло, что намерено вывести на рынок недорогие автомобили. И в январе 2007 г Toyota снова напомнила о своих планах выпускать «народный автомобиль», указав даже фантастически низкую цену в 6-7 тыс долл.

Но с разработкой нового дешевого автомобиля Toyota, чуть запоздала, пропустив вперед конкурентов. Потому что в первых числах января 2007 г о планах по выпуску недорого семейного авто заявил другой японский концерн — Nissan.

Так эта компания намерена также разработать «народный автомобиль» по цене в 5-7 тыс долл. Для этого планируется использовать опыт партнера Nissan компании Renault по созданию модели Logan. При этом японцы рассматривают различные варианты работы с платформой Logan, включая производство ее модификаций и создание производных от Logan для Nissan.

Похоже, у Nissan дела с разработкой экономичной модели могут пойти быстрее. Такая машина может выпускаться на заводе японского автопроизводителя в Санкт-Петербурге.

Напомним, что Министерство экономического развития и торговли и японская автомобилестроительная компания Nissan в рамках Петербургского экономического форума подписали 13 июня 2006 г соглашение о строительстве завода на территории России. Тогда же президент Nissan Карлос Гон сообщил, что общий объем инвестиций возглавляемой им компании в российский проекта составит 200 млн долл, а первая линия будет запущена уже в 2008 г. Но уже в 2010 г Nissan собирается продать в России примерно 700 тыс «народных» авто.

Эксперты едины в том, что Nissan по цене от 5 тыс долл в России ждут хорошие перспективы: «Ока» за 5,2 тыс долл с китайским двигателем продается все хуже, а вазовскую «классику» /«пятерка» стоит около 5,2 тыс долл «семерка» — 5,6 тыс долл/ уже много раз обещали снять с производства. Похоже, при такой «ценовой войне» даже проект с Magna может лишь удержать долю рынка для российского автогиганта на уровне 30 проц, а о ее наращивании речи уже быть не может.

Верность стратегии Nissan в сфере производства «народного» автомобиля на базе Logan подтверждают и последние данные по объему продаж в 2006 г этого дешевого российского «француза». Так в прошлом году объем продаж Logan вырос на фантастические 599 проц по сравнению с 2005 г. Он еще раз доказал, что составляет серьезную конкуренцию продукции ВАЗа. Несмотря на то, что этот автомобиль не может похвастаться дизайном, он нашел своего покупателя — автомобилистов, которые не гонятся за внешним лоском и отдают предпочтение надежности. А цена базовой комплектации в районе 10 тыс долл стала для многих российских автомобилистов, своего рода, моментом истины.

Можно предположить, что Nissan постарается сделать новый дешевый автомобиль внешне более привлекательным, чем Logan. Возможно, у этого автомобиля будет более «богатый» салон, а затраты на дизайн, скорее всего, будут компенсированы более экономичным двигателем. Действительно, машины с объемом двигателя в пределах 1 литра — приятная «игрушка» для женщин — водителей, которых в последнее время на российских дорогах становится все больше.

Возвращаясь к конкуренции в сегменте дешевых автомобилей между двумя японскими концернами, следует отметить, что заявление Toyota о разработке недорогих машин для российского рынка, можно назвать смелым и агрессивным, если учесть, что этот концерн уже сделал ставку на производство в России дорогих автомобилей марки Camry /от 32 тыс долл/. Кстати, эта машина пользуется большой популярностью в России. И во многом благодаря ей Toyota по объемам продаж на российском рынке в 2006 г вошла в первую пятерку, реализовав 95 685 машин.

Возникает резонный вопрос, а какие контр меры собирается предпринимать отечественный автопром, прежде всего ВАЗ, в условиях, когда иностранные автомобильные концерны, в частности, японцы, серьезно намерены поделить российский рынок между собой уже к 2010 г? Эксперты предрекают российскому автопрому тяжелые времена. По их оценкам, продажи отечественных машин, сократившиеся в ушедшем году на 9 проц, в следующем могут упасть еще на 5-6 проц, и далее ожидать роста в этом сегменте не приходится. В итоге в 2010 г на территории России дилеры продадут более 3 млн автомобилей, из которых на долю иномарок будет приходиться почти 80 проц. К тому времени, среди массовых отечественных моделей на рынке останутся только автомобили Lada и продукция УАЗа, который сохранит за собой достаточно узкую нишу недорогих внедорожников. Модели ИЖ и «Ока» уже фактически покинули сцену, а продажи легковых моделей ГАЗ «Волга» постепенно сокращаются. Ожидается, что доля автомобилей Lada с нынешних 37,2 проц рынка сократится к 2010 г до 19-20 проц.

Нерадостные прогнозы экспертов подтверждается и нынешним положением дел на том же «АвтоВАЗе». В 2007 г Волжский автомобильный завод рассчитывает продать 776 тыс машин, против 745 тыс шт , реализованных в прошлом году. Аналитики полагают, что такая динамика роста производства все равно привет к сокращению доли продаж на рынке. Более того, они считают, что «АвтоВАЗу» не удастся продать в 2007 г планируемое количество машин. Высокие продажи в 2006 г пришлись на первые месяцы, когда традиционно наблюдается дефицит иномарок на рынке, а к концу прошлого года спрос на автомобили Lada снизился.

ВАЗовцы не собираются сдаваться и предпринимают попытки оптимизировать как производство, так и управленческий процесс. Так в начале января на завод собираются вернуть бывшего гендиректора Виталия Вильчика. Напомним, что он покинул этот пост после прихода в декабре 2005 г на ВАЗ команды менеджеров из «Рособоронэкспорта». Весь прошлый год новое руководство пыталось выработать новую стратегию развития производства и ужесточить требования к дилерам. Однако реальных дивидендов это не принесло. Так согласно утвержденному бюджету, рентабельность предприятия в 2007 г составит 3 проц. Это ниже, чем при прежнем руководстве: в 2004 г этот показатель составлял 4,5 проц. Для сравнения, рентабельность ГАЗа в 2006 г составила 5,6 проц.

По мнению специалистов «Российской ассоциации дилеров», ВАЗ способен сохранить свою долю на рынке, только в том случае, если цена на новые модели снизилась бы до 7-8 тыс долл. Для этого следует повысить производительность труда и снизить производственные издержки, чем пока отечественный автопром похвастаться не может. Не менее важно для автопроизводителя обеспечивать стабильно высокое качество продукции и своевременное обновление модельного ряда. Между тем, модель Kalina на рынке, как говорится, не пошла. Прежде всего, из-за неоправданно высокой цены. Не больше оптимизма и в отношении другой «новинки» ВАЗа — Lada Priora.

Пока единственными «поклонниками» вазовской продукции остаются россияне, прежде всего мужчины, со средними заработками, которые не признают езды на «малолитражках» со средней скоростью 60-70 км в час.

Кроме того, ремонт отечественных машин значительно дешевле, проще найти и запчасти. Но любителей «покопаться» в выходные в своем автомобиле становится все меньше. Так что «безпроблемные» иномарки, а тем более дешевые, находят с каждым годом все больше покупателей в России.

ПРАЙМ-ТАСС

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up