Стив Маттин: «Мы создаем революцию в дизайне LADA»

18.03.2014 17:50

Чуть больше двух лет Стив Маттин является главным дизайнером АВТОВАЗа. Серийных автомобилей с новым обликом мы пока не увидели, но ждать осталось не так долго. Какими будут будущие «Лады»? И как проходит процесс их создания? Беседуем с одним из самых влиятельных дизайнеров в автомире, работавшим ранее на Mercedes и Volvo, а теперь отвечающим за внешний вид LADA.

С чего начинается процесс создания облика автомобиля, если тот разрабатывается «с нуля»? Как приходит идея?

- Нет однозначного ответа на этот вопрос. Как дизайнер, я получаю вдохновение от любого источника, будь-то дизайн продуктов, мода, архитектура или сама природа. Я всегда держу глаза открытыми, замечаю разные моменты, текстуры, цвета. Всегда и повсюду. Конечно, дизайнерской команде LADA важно знать и видеть, что делают и другие производители. Во-первых, убедиться, что мы делаем что-то отличное от того, что получается и остальных. Но при этом нужно понять, подхватить новые тренды в автомобильной индустрии.

Что я заметил, когда приехал в Россию – это страна, полная контрастов. Во всех аспектах, во всех формах жизни вокруг: совсем разные города, климат, окружающая среда, городской ландшафт, природа. Горячие температуры, холодные – везде контраст. И я пытался в будущей ДНК LADA создать такую же форму контрастов. Простые чистые поверхности со скульптурными элементами. Мягкие поверхности и жесткие линии. Комбинация с архитектурными формами. Еще очень важная деталь для любого дизайнера – понять слабые и сильные стороны бренда. И конечно, постараться создать что-то, что относится именно к бренду.

Какие тогда сильные стороны у бренда LADA?

- Если сравнить LADA с другими марками, взять, например, компанию Mercedes-Benz, где я работал раньше, у них достаточно занятное наследие. И у них есть постоянство в разработке ДНК. У LADA такого нет. Потому что есть 45 лет истории, но автомобили выходили на рынок в абсолютно разное время и не имели общей ДНК. Некоторые автомобили продолжали выпускать в течение 40 лет,  и лишь в последние несколько лет стали появляться новые модели. У «Лады» не было единого языка дизайна, да и дизайн никогда не был частью российской культуры, как было, например, в скандинавском дизайне, в немецком. Приехав сюда, я хотел представить LADA в будущем, как она будет выглядеть. 

Что важнее в дизайне авто: удобство или красота? Чем из этого вы бы пожертвовали в пользу второго?

-  Зависит от того, что вы имеете в виду: экстерьер или интерьер? Если мы говорим об интерьере, то, конечно, очень важна эргономика, все должно быть многофункциональным. Нет смысла создавать красивый интерьер, если вы не можете управлять рулем или дотянуться до кнопок. Нужно найти баланс, компромисс между функциональностью, формой и красивым дизайном. Красивый дизайн должен функционировать и должен соответствовать другим требованиям. Когда дело доходит до экстерьера, красота становится более важной, потому что речь идет о скульптурности и о рельефе. То, что вы делаете на боковине кузова, сильно не влияет на эргономику автомобиля. Т.е. в этом плане у вас больше свободы, но также много ограничений касательно законодательных правил, которые определяют очень много моментов производственной технологии.

Когда я создаю дизайн автомобиля, я всегда думаю о том, что то, что я создаю, должно нравиться мне. Конечно, это должно быть создано, в первую очередь, для потребителя, но и дизайнера должно устраивать. Мы всегда сражаемся и ищем баланс: что является самым практичным и что является самым лучшим с точки зрения дизайна. Если делать все практичным, у вас коробка получится. Никто не захочет покупать квадратную машину. Может быть, это очень практично, но это выглядит некрасиво. А если так, то кто же это купит?

Сегодня мы продаем машины не только из-за привлекательной цены. Если вернуться на 10 лет назад – конкурентов у LADA особо-то и не было. Но если взглянуть на рынок сегодня, то вы увидите, что свою долю рынка у «Лады» пытаются отнять и все китайские бренды, и другие производители, и даже немецкие марки переходят в более доступные сегменты. Так что для «Лады» цена сегодня не должна являться единственным решающим фактором.

Насколько сложно дизайнеру сделать дешевую и при этом красивую машину? Так, чтобы она выглядела дороже, чем стоит на самом деле?

- Да, это один из самых сложных вызовов. И это самый интересный момент. Вот почему я согласился приехать сюда. Я разрабатывал автомобили из премиальных и средних сегментов. Но там всегда были ограничения: ожидания от бренда. Потому что уже существовал язык, ДНК дизайна. Здесь, на АВТОВАЗе, у LADA такого не было. Я думаю с другой перспективы. Вы не только смотрите на прямых конкурентов для сравнения и вдохновения. Нужно смотреть на все сегменты. И когда дело доходит до рельефа, это не обязательно стоит больших денег. Можно создать доступный автомобиль, который будет, тем не менее, привлекательным. Пропорции, линии, рельеф, графика, детали.

Приехав сюда, я думал о будущем и начинал с чистого листа. Конечно, учитывая все ограничения по стоимости, просьбы и ожидания потребителей, маркетинг, дорожные условия. Было интересно, потому что конкретно не было определено то, как именно должен выглядеть автомобиль. Я привык делать эксклюзивные, дорогие автомобили, но с приездом в Россию моя работа не изменилась. Я продолжаю создавать привлекательный дизайн, даже если автомобиль находится в более низком ценовом сегменте. Это и является самым интересным.

Бренд LADA очень сильно меняется с точки зрения дизайна. Это значит, что потребителям мы предложим что-то абсолютно другое. Надеемся, что им это понравится, и что это будет конкурентоспособным. 

С чего начинается ваш рабочий день?

- Захожу в офис, снимаю куртку и сразу выхожу, потому что далее следует совещание за совещанием, нон-стоп. Но мой рабочий день – это всегда динамика, потому что дел очень много. Я не только руковожу, я передаю свой опыт. Конечно, ввожу изменения: работа с матмодельщиками, с пластилинщиками, обсуждение стратегии, совещания с дизайнерами, финансистами, с группой планирования. Обсуждение отделки, тиснений, материалов, цветов. Все отличается в зависимости ото дня, но это всегда интересно. Скучно не бывает никогда!

Приветствуются ли споры в дизайн-студии LADA?

- Конечно. У дизайнера всегда должна быть своя точка зрения. Все создают свою креативную идею. И если вы спросите 10 разных дизайнеров, у них у всех должно быть свое мнение. Если каждый создает свой автомобиль, они все будут отличаться. Это не разногласия, это именно разные мнения. Иногда что-то получается лучше, что-то хуже. Моя работа заключается в том, чтобы объяснить, что является тем самым «лучше» или «хуже». Направить людей, рассмотреть их точку зрения, передать свои идеи, которые я считаю правильными. Научить. Конечно, если дизайнер поделится своим мнением, я его выслушаю. Но это разный уровень опыта. У нас есть разница во мнениях, а дизайн заключается в создании разных идей. Моя работа через этот процесс дать дизайнерам как можно больше креативности и свободы. И направлять их до тех пор, пока мы не сделаем финальный выбор. Разница во мнениях – это хорошо. Иначе бы у нас все дизайнеры делали одно и то же.

Под вашим руководством создаются абсолютно новые модели LADA. А хотелось бы вам что-то изменить в ныне продающихся «Ладах»?

- Любая машина проходит фазу фейслифта, если она находится на рынке в течение нескольких лет. Я хотел бы изменить много моментов в нынешних LADA, но моя работа – не менять все подряд в текущем производстве, а создавать будущее.

Предстоящий Московский автосалон – что нового представит бренд LADA? Это будут концепты или серийные модели?

- В 2012 мы показали концепт XRAY, что было очень важным шагом для нас, как для бренда. Дать представление о том, как марка LADA будет развиваться в будущем. Мы показали, как может выглядеть передняя часть автомобиля, показали первые идеи ДНК и нового языка дизайна LADA. Представили кроссовер, заглянув в новый сегмент, заявив, что как бренд, мы не только сохраняем модельный ряд, который у нас есть сейчас, мы его развиваем. Это начало, но история продолжается. В дальнейшем появится первый автомобиль с чертами XRAY. С точки зрения дизайна, воплощение нового стиля в серийных моделях обычно занимает 4 года. Так что первый серийный автомобиль LADA с новым ДНК и с новым языком дизайна появится в 2015 году. Предстоящий автосалон будет очень важным для нас, ведь наш основной рынок – это Россия и соседние страны. Я пока не могу рассказать вам о наших экспонатах, но приоткрою тайну – 2014 год для нас даже более важный, чем 2012-й, когда мы показали XRAY. Придется подождать, но это того стоит, не пропустите.


НАША СПРАВКА

Стив Маттин родился в городе Бедфорд (Великобритания)   
29 октября 1964 года, в 1987 году окончил Coventry          
(Lancaster) University по курсу «индустриальный 
дизайнер – транспортные средства».
17 лет проработал 
на Mercedes-Benz, затем воплощал
в автомобилях 
истинно шведский дизайн
как главный дизайнер 
Volvo Car Corporation.

Под руководством Маттина созданы: 
Mercedes A-Class (1997 г.), 
Mercedes S-Class (1998 г.), 
Mercedes SL-Class (2001 г.), 
Mercedes ML-Class и GL-Class (2005 г.), 
Volvo S60 и V60 (2010 г.), 
Volvo XC60 (2008 г).

С 1 октября 2011 года Стив Маттин стал главным 
дизайнером АВТОВАЗа.


АВТОВАЗ проводит различные конкурсы по дизайну LADA: и для профессионалов, и для любителей. Если говорить о любителях, может ли какая-то интересная идея быть реализована при создании серийного автомобиля?

- Мы работаем достаточно близко со студентами. Очень важно найти и помочь желающим развить свой креативный талант в будущем. Конечно, они любители на этом этапе. В последние два года АВТОВАЗ проводил проекты с разными российскими школами и университетами. Два конкурса состоялись в Москве, совместно со Строгановкой и МАМИ. По итогам конкурса, который мы делали с МАМИ, мы взяли на практику одного из студентов и в течение полугода он участвовал в наших текущих проектах. Сейчас он занимается своей дипломной работой с нами. Да, мы иногда включаем в нашу работу студентов. Мы их обучаем, помогаем в карьере, включаем в процесс. Если они могут предложить отличную идею на этом этапе, мы будем это использовать. Из последнего – дизайн-конкурс, который проходил в сети (на официальной странице LADA Вконтакте, - Ред.). Очень много идей было представлено, причем не всегда хороших. Иногда мы видели копии XRAY, которые просто перемасштабированы. Иногда какие-то вовсе сумасшедшие идеи. Иногда это был просто тюнинг. Наша работа – не брать все идеи и просто их внедрять. Это не цель и для конкурсантов. Цель – позволить им выразить себя.

Вы посещали музей АВТОВАЗа? Видели ли вы прошлые модели LADA, старые концепты? Как оцениваете их дизайн?

- Да, я был в музее. Но не обязательно ходить в музей, чтобы видеть автомобили LADA, ведь практически весь модельный ряд – за все годы! – и сегодня ездит по Тольятти. В Москве это не так заметно, там не так много «Лад». Я не оцениваю в чистом виде прошлое. Мы создаем революцию в дизайне и определяем, каким будет будущее. В «Мерседесе» было по-другому. Там такая серьезная история, так много автомобилей-икон, есть постоянная стратегия, так много потрясающих автомобилей, что вы автоматически связываетесь с этим.

Стив Маттин и концептуальный кроссовер
LADA XRAY,
признанный журналистами 
лучшим концептом
Московского
международного автосалона в 2012 году.

Сейчас в России особо популярны кроссоверы. Будет ли АВТОВАЗ развивать это направление?

- Об этом мы заявили, когда сделали XRAY. SUV – очень важный сегмент, особенно для России, ввиду практичности из-за состояния дорог. И мы будем в этом сегменте представлены. На будущие кроссоверы LADA сильное влияние окажет XRAY. Это не значит, что мы выпустим копии концепта, но на серийных автомобилях вы увидите очень заметную связь с ним. XRAY вообще влияет на все проекты, над которыми мы сейчас работаем. Форма «икса» на передней части перейдет на остальные модели. Плюс будет достаточно рельефная боковина. Вы увидите, это будет внедрено на новых автомобилях LADA. Это часть стратегии, часть языка дизайна.

Каким вы видите имидж марки LADA сегодня и в будущем.

- Предстоит еще много работы по имиджу LADA. Так же было с Volvo – от любви до ненависти один шаг. Самое простое, что я могу сделать для изменения имиджа марки – дизайн. Вспомните, какую реакцию мы получили после презентации XRAY. Все что было у LADA до него – это как сравнивать черное с белым. XRAY – абсолютно другая ментальность. Процесс изменения имиджа бренда был запущен в 2012 году в Москве, он продолжается и по сей день. Но имидж складывается не только из дизайна автомобилей. Мы интенсивно работаем и с качеством всех наших автомобилей. По мере продвижения вперед используются новые технологии, новые платформы. Мы уже обновляем, освежаем бренд, улучшаем его восприятие.

- Лично для вас – какой автомобиль LADA сегодня выглядит наиболее привлекательно?

- Для меня – это LADA 4х4, автомобиль-икона. Спросите любого европейца, он обязательно назовет этот автомобиль. Автомобиль, который люди помнят и знают, а ведь ему уже 35 лет. И при этом он все равно выглядит достаточно современно из-за базовой концепции, общих пропорций.

- Получит ли LADA 4x4 черты XRAY?

- LADA 4х4 до сих пор остается очень успешной моделью. Да, как в любом другом нашем автомобиле, в нем будет обновление. Но пока в приоритете другие автомобили LADA. Либо те, которые нужно освежить, либо абсолютно новые продукты.

 

 

 

 

Беседовал Андрей Говоров

 

Комментируем, не стесняемся!
При копировании материала активная ссылка на avtosreda.ru обязательна.

 

Количество комментариев:  14

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
Комментарии

Онтоний, Пенза -19 21.03.2014 11:20

забавно, что какой то иностранец, имея к тому же конкретные заимствования (не свои идеи) таки прямо создаёт лицо новой Ладе, в то время как необразованный подросток 15 летний -является автором нескольких моделей автомобилей которые он (я) в 1987 г.г. придумал и нарисовал впервые, и которые в резюме этого Стива прописаны как его творения, и которые в 1996 модельном году появились среди нескольких брендов -как серийно производящиеся автомобили (!) а некоторые из оных даже стали брендовыми за то время ! Так например Майбах (62 кузов), Вольво S-80, Мерседес А-класса - это модели которые не принадлежат авторству этого Стива Маттина ибо были придуманы мной и впервые отображены на разных носителях (например тот который в 1996 стал Вольво S-80 -это был макет сделанный мной в 1993 году из красного плапстилина -это примерно 12 кусков стандартного пластилина из наборов цветного пластилина) макет был сделан мной в 93 году после просмотра док.фильма про марку Вольво. Макет умещался на двух моих ладонях (впритык) и был подарен мной некоему господину который на тот период времени работал в администрации нашего города. Как и кто далее распоряжался тем макетом я не знаю, но уверен в том, что если Стив знает о существовании того макета то очевидно мои отпечатки пальцев (внутри слепка мои потожировые выделения) было бы не сложно обнаружить =)

Евгений, Моска 19.03.2014 15:58

Николай, а Вы хотя бы статью читали???
Вопрос не в Ху-рее, а в том, что дизайнер хочет создать "новое лицо" Лады, так как, к сожалению, кроме "НИВЫ 4х4" ничего интересного создано россиянами не было. И отчасти, не получилось самоиндентификации. Знаю, что в советское время было много наработок, но увы и ах, жить нужно здесь и сейчас, а не тем, что было. Кстати, многие наработки были совместные.
Так что, я прекрасно его понимаю, что "ломать стереотипы", которые складывались в течении 40 лет - очень сложно, тем более в бюджетном сегменте. Он просто хочет связать все модели единым визуальным образом, новым и независимым.
Считаю, что данный ход для завода правильный и наиболее адекватный, так как опыт необходимо перенимать и развиваться при том у самых талантливых личностей. Спасибо.

Гоша 19.03.2014 14:58

"Зато, мы делаем ракеты и перекрыли Енисей" слышали такой шедевр, а остальное купим. Вон сколько автозаводов понастроили по всей России, всем хватит на любой вкус.

Николай, Москва 19.03.2014 13:25

Дизайн лады ху-рэй, прямо скажем: достаточно уебищный, не дацун, конечно, но и не фонтан.


Единственными марками ВАЗа которые были реально замечательными и по дизайну и по потребительским качествам это ВАЗ-2108 и его семейство (особенно после рестайлинга) и Нива (культовый автомобиль, даже за рубежом).


Все остальные потуги т.н. "креативщиков" иначе как отмывкой бюджетного бабла назвать сложно.

Единственно, в потоке послеперестроечного говна, можно выделить купе (трехдверный хетчбек) 21123 и рестайлинговая восьмёрка. Шниву, эффективные миньетжеры, эффективно наварили себе в карман, продав модель и (бренд!) шавроле

Леонид 19.03.2014 11:17

#6

Конечно, с таким послужным списком в профессионализме Стива Маттина сомневаться не приходится, но уже хотелось бы что-нибудь и в железе увидеть, причем это "что-нибудь" должно быть, как минимум, на два порядка выше обычных наших тазиков...
В конце лета обещали показать в Москве. Сам жду, не уж то произойдет чудо и мы увидим красивый без всяких кавычек ваз

Стас 19.03.2014 10:04

опять вата, всё только на бумажках, а машин как небыло так и нет!

АГА, Тольятти 19.03.2014 08:58

третий год трёпа.... скоро уж контракт кончится или бу попрёт

Сергей, НН 19.03.2014 08:43

Ничего нового, ничего конкретного
На фотках какой-то он грусный!

Чуть больше двух лет Стив Маттин 19.03.2014 08:35

Конечно, с таким послужным списком в профессионализме Стива Маттина сомневаться не приходится, но уже хотелось бы что-нибудь и в железе увидеть, причем это "что-нибудь" должно быть, как минимум, на два порядка выше обычных наших тазиков...

Вова 19.03.2014 08:27

пропагандистский патриотизм затмил вам глаза что ли? Умойтесь.

TiLan 18.03.2014 23:01

Слава России!!!

... 18.03.2014 21:24

Евгений, Моска

Ничего, будет и у нас свой "С" класс ;)) В виду последних событий - это будет очень скоро ;)))
Поздравляю всех с ПРИСОЕДИНЕНИЕМ КРЫМА!!!!

И Вас тоже! Слава России!

Евгений, Моска 18.03.2014 17:28

Ничего, будет и у нас свой "С" класс ;)) В виду последних событий - это будет очень скоро ;)))
Поздравляю всех с ПРИСОЕДИНЕНИЕМ КРЫМА!!!!

Тяп 18.03.2014 17:19

Авто начинается с С-класса и выше, все что меньше никакой дизайн не поможет, нельзя с коробочки В-класса вылепить привлекательный седан...

 
Scroll to up