Сергей Чемезов: «В 2005 г. завод дышал на ладан»

29.05.2009 8:56

Сергей Чемезов: «В 2005 г. завод дышал на ладан»

Весь прошлый год в правительстве шли ожесточенные споры по поводу того, какие активы передать в «Ростехнологии». В итоге корпорация получила более 400 предприятий. На тот момент у менеджмента корпорации был четкий план, как развивать эти активы, уверяет генеральный директор ГК «Ростехнологии»Сергей Чемезов. Но карты спутал кризис. Если изначально «Ростехнологии» не собирались просить денег из бюджета на свое существование, то теперь без этого не обойтись. Ведь, по оценке Чемезова, в предбанкротном состоянии сейчас находятся более 30% переданных госкорпорации компаний. Что теперь «Ростехнологии» будут делать с этими и другими своими предприятиями, Чемезов рассказал «Ведомостям». Приведем выдержки из интервью генерального директора ГК «Ростехнологии», касающиеся общих планов госкорпорации, автомобильной промышленности.

«В».: Прошел почти год, как «Ростехнологиям» начали передавать активы. Как идет процесс формирования структуры госкорпорации?
- На сегодняшний день мы еще не все активы получили. «Ростехнологиям» переданы только 179 пакетов акций акционерных обществ, а акционирование ФГУПов только начинается. Думаю, процесс завершится до конца года. Правда, недавно был принят закон, которым нам разрешено управление передаваемыми активами. На таких предприятиях мы уже можем назначать гендиректора, главного бухгалтера, требовать отчетность. Так что все идет по плану.

«В».: Вы уверены, что уследите за таким большим хозяйством? Эффективно управлять из одного центра более чем 400 предприятиями невозможно.
— Для этого мы формируем холдинги на основе переданных нам предприятий. Уже принято решение о создании 19 холдингов на базе предприятий оборонной промышленности и четырех холдингов — гражданской. Это строительный, авиационный, биотехнологический и автомобилестроительные холдинги. Также рассматривается вопрос о создании еще ряда гражданских холдингов. Для всех уже подобраны руководители. Как правило, на эти должности мы берем людей, которые работали раньше на входящих в них предприятиях. Но, разумеется, мы выбираем лучших. Пока кандидатуры не утверждены на наблюдательном совете, поэтому назвать фамилии я не могу. Руководители холдингов будут отвечать за организацию производства, согласовывать с нами все финансовые вопросы, в том числе связанные с привлечением кредитов. Представители же госкорпорации войдут в состав советов директоров холдинговых структур.

«В».: Вы получили активы прямо накануне кризиса. Как это повлияло на ваши изначальные планы?
— Конечно, кризис негативно отразился на деятельности госкорпорации, как и на всей промышленности в целом. Когда мы только планировали создавать «Ростехнологии», мы не собирались просить денег из бюджета вообще. Они нам были не нужны. Мы планировали, что часть самых неэффективных предприятий закроем. Рассчитывали, что будем зарабатывать на реализации строительных проектов, сдавать в аренду свободные площади или землю. Вырученные средства планировали инвестировать в развитие госкорпорации. Однако на сегодняшний день спрос на землю, на площади для аренды резко упал. Отдавать их за бесценок сейчас не имеет смысла.

«В».: В каком состоянии находятся предприятия «Ростехнологий»?
— Честно говоря, в неудовлетворительном. Не могу даже назвать 2-3 абсолютно здоровых предприятия. Практически все в очень плохом состоянии, в предбанкротном — более 30%.«.......«Ясно, что речь идет не о ключевых предприятиях, которые существенным образом могут повлиять на обороноспособность страны. Разумеется, это не коснется и компаний, которые монопольно производят ту или иную продукцию, необходимую для Минобороны России.

»В».: Какая сейчас главная проблема у предприятий «Ростехнологий»?
- Ее я вижу в нехватке оборотных средств. Цена кредитов стала просто безумной. По-другому и не скажешь. Сейчас прослеживается опасная тенденция: руководители предприятий соглашаются кредитоваться на любых условиях, и под 28%, и под 30%. Особенно в регионах. Я спрашиваю, а как вы собираетесь деньги отдавать? Отвечают: будем брать, пока дают, чтобы не остановилось производство. Мы, конечно, приостановили кредитный поток и взяли его под особый контроль. Теперь все разрешения о привлечении кредитов принимаются в госкорпорации.

«В».: Налоговая задолженность у вас небольшая, и Минфин уже пообещал вам реструктурировать долг...
— Это правда. Но есть долги поставщикам, например комплектаторам. Если мы не вернем их хотя бы в какой-то части, то наши смежники просто погибнут, встанет основное производство. Чтобы этого не произошло, будем вынуждены обращаться в Минфин.

«В».: Вы с кем-нибудь консультируетесь по финансовому анализу?
- Разумеется. Аудит «Ростехнологиям» проводили 13 крупнейших аудиторских компаний, отобранных по конкурсу.

«В».: Сколько потребуется вам еще денег из госбюджета? Вы уже писали письма в правительство, где указывали сумму. 151,319 млрд. руб. и на 110,8 млрд. руб. госгарантий.
— Мы указывали данные Минпрома, который вывел цифру на основании анализа отчетов предприятий. Но потом договорились с Минфином, что выделение средств будет после проведения аудита и анализа структуры задолженности. Я уверен, основную часть мы сами закроем [найдем деньги] либо внутри госкорпорации, либо договоримся с банками. Уже понятно, что сумма будет значительно меньше, чем была указана вначале. Планируем обращаться в Минфин с каждым холдингом, а не с каждым предприятием. Деньги могут быть переданы нам в качестве имущественного взноса или напрямую предприятиям в качестве уставного капитала. Оба варианта нас устраивают.

«В».: Мы правильно понимаем, что на сегодня денежный взнос государства «Ростехнологиям» — это 25 млрд. руб. на «АВТОВАЗ» и 3,5 млрд. руб. на компенсацию процентов по кредитам, взятым на покупку «ВСМПО-ависмы»?
— Да, но пока нам даже этих денег не дали, только пообещали. Счетная палата уже собирается проверять, как мы их используем, а я им говорю: «Подождите, пока нечего проверять, средства еще не пришли». По «ВСМПО-ависме» мы договорились по субсидированию процентных ставок в 2009 г. Но мы ведем переговоры о том, чтобы нам предоставили средства на закрытие кредитов. Это около $1 млрд.

«В».: Министр финансов Алексей Кудрин критиковал госкорпорации за то, что в них большие зарплаты. Вы согласны с этой критикой?
— У нас зарплаты рыночные. Поверьте, они намного ниже, чем у топ-менеджеров банковских и топливных структур. Кстати, их нам утверждает наблюдательный совет, членами которого являются в том числе и министры российского правительства. При этом не стоит забывать, что я отвечаю за деятельность около 500 предприятий. Деньги я зарабатываю честно, и, поверьте, мне не стыдно смотреть людям в глаза.

«В».: Вы еще просили, чтобы вам передали средства федеральных целевых программ. Вам не обидно, «Росатому» это одобрили, вам — нет. Вам не доверяют?
— Здесь дело не в доверии. Просто мы немного упустили время, а догонять всегда сложнее. ФЦП были нам нужны как раз для того, чтобы самим контролировать, как эти деньги нашими предприятиями расходуются. Спрашивать ведь за них будут именно с нас.

«В».: Не жалеете, что столько активов набрали?
— (Смеется.) Не набрали, а дали. Если бы знали, что будет так, то десять раз подумали бы. А помните, сколько было шума в самом начале? Давать или не давать?! Думали, рядили. Главное — время упустили. Этим воспользовались самые «практичные». Набрали кредитов, заложили все ценное имущество предприятий. И таких примеров немало. Генпрокуратурой сейчас расследуется более 50 уголовных дел. И число их возрастает.

«В».: Есть еще один профильный для вас актив — контрольный пакет акций «Ижавто», который заложен в Сбербанке. Говорят, вы хотите взять его в управление?
— Упаси Бог! Не хотели и не хотим. Мы более года назад заявили, что собственно «АВТОВАЗу» этот актив неинтересен, но он хочет его не для себя, а для партнера — Renault. По их просьбе мы и начали переговоры с «Соком» о покупке «ИжАвто». Но переговоры затянулись, и в кризис по понятным причинам такая сделка перестала быть интересна для французов. С инициативой передать нам в управление завод выступил президент Удмуртии Александр Волков. Наш ответ, к сожалению, отрицательный. У «АВТОВАЗа» много своих проблем. Нам деньги дали на его поддержку и развитие, тратить их еще и на «ИжАвто» не имеем права. Нас не поймут.

«В».: А если на «ИжАвто» еще дадут?
— Тогда другой разговор. (Смеется.)

«В».: Говорят, Олег Дерипаска в конце прошлого года обсуждал с вами варианты сотрудничества?
— Действительно, нам интересны некоторые из его активов. К примеру, автозавод «Урал». Вместе с «КамАЗом» они могли бы успешно развиваться. Двигательный бизнес «Базэла» тоже интересен. Но серьезных переговоров на этот счет нет, просто когда-то встретились и обсудили.

«В».: «Ростехнологии» — акционер «КамАЗа» и владеет более 30% акций «Автодизеля», входящего в группу ГАЗ Дерипаски. Обе компании просят у ВЭБа денег на конкурирующие проекты по созданию производства дизелей. Вы на чьей стороне?
— «КамАЗ» реализует проект с американской компанией Cummins в рамках СП «Камминз-КАМА», работающего с 2007 г. Со своей стороны «Автодизель» разработал двигатель в партнерстве с инжиниринговой компанией AVL, в настоящее время проводит испытания и доводку его конструкции, разрабатывает проект создания производственных мощностей в объеме до 60 000 двигателей в год. Оба проекта имеют высокую экономическую и социальную значимость, в силу чего они претендуют на получение государственной поддержки. «Ростехнологии» заинтересованы в оптимизации деятельности предприятий, входящих в состав холдинга. На наш взгляд, после восстановления рынка до докризисного уровня его объем будет достаточным для того, чтобы обеспечить спрос и на продукцию СП «Камминз-КАМА», и на продукцию «Автодизеля», а сотрудничество предприятий при реализации указанных проектов сможет обеспечить радикальное повышение их эффективности. На мой взгляд, время и рынок все расставят на свои места. Дадут исчерпывающий ответ на вопрос, чей двигатель лучше и экономически перспективнее.

«В».: Почему все предлагают и отдают вам? В прошлом году шли разговоры, что Чемезов забрал полстраны. Он же друг Владимира Путина. Чемезов пользуется доверием, не ворует, умеет наводить порядок. Вы сами как это объясняете?
— Дружба с Владимиром Владимировичем тут ни при чем. Основная проблема или преимущество в том, что такой корпорации, как наша, в России больше нет. Посудите сами. Какая еще из российских коммерческих структур в течение года могла бы подписать многомиллиардные соглашения с такими транснациональными гигантами, как Boeing, Airbus, Daimler, Renault, Finmeccanica, Pirelli и т. д., да еще в период мирового экономического кризиса? А ведь наша сфера деятельности — не сырье, а high-tech, и мы сотрудничаем на равных с мировыми лидерами, а кое-где их обгоняем. Например, в сфере ВТС, где прочно занимаем второе после США место, а по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, даже опережаем Соединенные Штаты по поставкам вооружения и военной техники за рубеж, стабильно выходя на $8 млрд. в последние годы. При этом 56% из нами поставленного в 2008 г. специмущества занимает авиационная техника, 17% — техника ПВО, за которой, кстати говоря, у нас расписана очередь на ближайшие годы. Оборонные предприятия, выпускающие эту продукцию, работают с максимальной загрузкой. Именно на них успешно решаются и технологические, и экономические, и, разумеется, социальные проблемы. Вот так везде бы и в других отраслях нашей промышленности. Именно по этой причине, как вы говорите, «все предлагают и отдают «Ростехнологиям».

«В».: По «АВТОВАЗу» вы сами активность проявили?
— Сами. Завод терять было жаль. Если бы мы туда не пришли, «АВТОВАЗа» больше бы не было. В 2005 г. завод дышал на ладан. Третья смена работала на бандитов. Машины продавались без зеркал, недоукомплектованные. Это и была продукция «третьей смены».

«В».: Почему никого не посадили? И что делал тогда Владимир Каданников?
— Как никого не посадили? Посадили. Например, мэра Тольятти Николая Уткина, при попустительстве которого все происходило. С нашей помощью были смещены все бывшие руководители силовых структур. Во избежание коррупции и «недоразумений» батальоны [милиции] менялись каждый месяц. Со всей России их собирали. А Владимир Каданников уже был в преклонном возрасте и фактически заводом не руководил. Сейчас на заводе бандитов нет, хотя за забором есть. Наша основная задача — вернуть на завод бизнес продаж запчастей. А воровство на заводе очень серьезно сократилось. У нас сейчас вообще все жестко: поймали — сразу на улицу.

«В».: АВТОВАЗу дали 25 млрд. руб. только потому, что «Ростехнологии» — акционер предприятия
— Нет. Просто кому же еще давать, как не «АВТОВАЗу»? Это крупнейшее в стране предприятие автопрома. На нем более 100 000 человек работает. К этому добавить коллективы предприятий, выпускающих комплектующую продукцию, членов их семей — и получится, по сути, почти весь город Тольятти.

«В».: Вы будете контролировать, как «АВТОВАЗ» тратит эти средства? Уже понятно, на что они пойдут?
— Разумеется. Создан антикризисный комитет, его возглавляет мой заместитель Игорь Завьялов. Завод будет перед ним отчитываться. Прежде всего завод рассчитается с комплектаторами. Будет продолжена работа по созданию новой платформы. Если бы не кризис, то в 2009 г. мы бы выпустили первый новый автомобиль класса С. Он получается очень неплохим. В его разработке участвовали и итальянцы, и Magna, и Renault. Теперь запуск переносится на 2010 г. Мы очень рассчитываем на реализацию антикризисной программы. Благодаря ей сэкономим 20 млрд. руб. Речь идет о сокращении управленческого персонала и высшего звена руководителей, вице-президентов, руководителей дирекции. Уже сократили девять высших руководителей, ликвидированы бонусы, премии.

«В».: А рабочих не тронете?
— Конечно же нет. Более того, мы надеемся, что будем расширять производство. Ведь кризис не вечен. Да и «АВТОВАЗу» необходимо заработать средств, чтоб вернуть нам субсидию в 25 млрд. руб.

«В».: На сколько лет вы дали субсидию?
— На десять.

«В».: Ваши партнеры по «АВТОВАЗу» — Renault и «Тройка диалог» финансовой помощи заводу не оказывают, а вы вносите деньги. Не обидно?
— Если бы завод находился во Франции, я не сомневаюсь, что правительство Франции тоже бы помогло предприятию.

Сергей Чемезов о семье
«У меня большая и дружная семья. Старший сын работает в „Итере“, младший пошел в школу. Средний учится в медицинском, а дочь заканчивает МГИМО, будущая журналистка. Все хотят по мере сил помочь мне. Жена, по образованию инженер-экономист, даже пытается создать в России производство шестиступенчатых автоматических коробок передач. Вместе с друзьями она организовала этот бизнес (ООО „Катэ“), в котором раньше работал Максим Нагайцев, нынешний вице-президент „АВТОВАЗа“. Компания планировала наладить производство этих коробок в Калининграде. Стены у завода уже есть, надеемся, что он начнет работать в следующем году. Сейчас, насколько мне известно, они ведут поиск партнеров. Предположительно им станет немецкая ZF».

Личные инвестиции
Сергей Чемезов рассказал, что был клиентом «Тройки диалог»: «Я акции „Роснефти“ через них покупал в кредит — на 5 млн. руб. Хорошо, что успел продать в сентябре, прямо накануне кризиса. Заработок был небольшой, но все могло быть хуже, думал: „Все, пролечу“. Так что больше я в эти игры не играю».

На чем ездит Чемезов
«По городу передвигаюсь на служебном Mercedes. А в личном пользовании у меня Lada Kalina и „КамАЗ“. Мне его подарили. Правда, подарок обошелся очень дорого — с него налоги еще пришлось заплатить». Кроме того, у Сергея Чемезова есть «Чайка» ГАЗ-13 1950-х гг., отреставрированная: «К ней я питаю особую симпатию».

Биография
Родился 20 августа 1952 г. в г. Черемхово Иркутской области. В 1975 г. окончил Иркутский институт народного хозяйства. После института работал в Иркутском НИИ редких и цветных металлов.

1996 — начальник отдела внешних экономических связей УД президента.
2000 — заместитель гендиректора ФГУП «Рособоронэкспорт».
2004 —
генеральный директор «Рособоронэкспорта».
2007 - генеральный директор ГК «Ростехнологии».

Госкорпорация «Ростехнологии»
Создана в ноябре 2007 г. 10 июля 2008 г. Президент Дмитрий Медведев подписал указ об имущественном вкладе государства в госкорпорацию. По указу в корпорацию должны быть переданы госдоли чуть меньше чем в 500 предприятиях. в частности, «Ростехнологии» владеют пакетами «АВТОВАЗа» (25%), «ВСМПО-ависмы» (60%), «КамАЗа» (37,8%), «Автодизеля» (30%), «Русспецстали» (25%).

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up