Из истории НИВЫ

05.04.2007 8:32

В добрый путь,
автомобиль ВАЗ-2121

(материал взят из архива библиотеки «Автоград»)

«Русский джип с берегов Волги!», «Лучший друг фермера и туриста», «На все дороги и все вкусы»...
Специальные и массовые издания не скупятся на броские заголовки. Вообще этот автомобиль, еще и не родившись по-настоящему, ломал все привычные каноны. Чем больше создатели его из­бегали рекламы, тем упорнее реклама носи­лась за ним.

Полтора года назад, когда один из первых, рожденных в эксперимен­тальном цехе образцов нового тольяттинского ав­томобиля был выставлен на ВДНХ СССР, руково­дителям павильона не стало покоя: «Где можно сделать заказ?», «Моя фирма торгует автомоби­лями самых известных кампаний. Мы готовы хоть сегодня закупить 500 джипов с таким русски-певучим именем «Ни­ва».

Общее количество зая­вок — предварительных! — быстро перевалило за несколько десятков ты­сяч. Зарубежные бизне­смены сразу оценили пре­имущества русской мало-литражки, удивительно гармонично сочетающей в себе достоинства непри­хотливого вездехода и комфортабельность сов­ременного автомобиля. Плюс экономичность. Плюс русская надежность, которая вошла на Западе уже в пословицу.
Пока одна «Нива» за­влекала гостей ВДНХ, ее подруги прыгали по са­мым глубоким колдоби­нам осенних дорог Кошкинского района, штурмо­вали заснеженные перевалы Памира и раскален­ные барханы Каракумов. Рождался новый совет­ский автомобиль, цели­ком — детище тольяттинских автостроителей.
Время торопило. Уже была записана строка в Основных направлениях развития народного хо­зяйства СССР на 1976 — 1980 годы: «Увеличить выпуск легковых автомо­билей повышенной проходимости для сельской, ме­стности». И выходили от­ряды заводчан на штурм 062-го корпуса, самые красноречивые вазовцы отряжались в агитпробеги на заводы станкостро­ения — новый вездеход требовал первоклассного оборудования, — густел воздух на заседаниях парткомов, где обсужда­лось выполнение заказов для ВАЗ-2121.

Новые технологические решения, новая оснастка и инструмент, новые ма­териалы, — в кратчайший срок, на глазах рождалось новое производство, которому уже была опре­делена солидная мощ­ность —- 50 тысяч авто­мобилей в год. 15 тысяч, для начала, — на 1977-й.
Итак — даешь пуск! «Даешь!.. — нет, уже не пуск. — «Даешь пер­вый автомобиль!»
И он — густо-желтый, словно вобравший в себя лучи солнца — двинулся по сборочному конвейеру. Шаг... Еще шаг... Он рождался в муках. Он рождался в улыбках. В подбадриваниях: «Давай, милый!».

Опытные специалисты П. П. Петров, В. А. Гнезин, А. Г. Сергеев, Л. И. Згурский, А. П. Колесин, Ю. К. Гагин — они и их товарищи начали соби­рать первый серийный автомобиль глубокой ночью, с 4 на 5 апреля. А через 15 часов он, ко­ротко гуднув (так и на­прашивается сравнение с новорожденным); спрыг­нул — такой он стреми­тельный, весь устремлен­ный вперед — с конвей­ерной подвески.
Его встретили сотни радостных, счастливых глаз. На митинге, состо­явшемся здесь же, в сборочном пролете, его на­путствовали секретарь парткома СКП В. В. Калаев, рихтовщик В. И. Бирюков, секретарь парт­организации комплекса сборки автомашины ВАЗ-2121 Б. М. Шевчен­ко, сборщик В. И. Пав­лов, главный инженер СКП М. Н. Годзинский.

Он вобрал в себя труд строителей и монтажни­ков, металлургов, прес­совщиков, инструменталь­щиков, конструкторов, он вместил в себя их меч­ты, устремления. И в этом залог того, что рас­ти, крепнуть новой реке тольяттинских автомоби­лей.

А. ШАВРИН.

 

ИГРА СТОИЛА СВЕЧ
(История создания пятидверной «Нивы»)

Рано или поздно она бы явилась миру
Вот парадокс: эта модель создавалась относительно недавно, но даже непо­средственные ее «родители» не помнят хроники ее рождения. Путаются в датах, в каких-то деталях. Причем у каждого специалиста, причастного к рождению пятидверной длинной «Нивы», существу­ет своя версия и свой взгляд на ее ис­торию. Мне не оставалось ничего другого, как объединить эти версии в один анонимный монолог. Будем считать, это общий рассказ создателей длиннобазной «Нивы»:
—«Нивы» ВАЗ-2131—не просто авто­мобиль, который появился в результате увеличения базы на 500 миллиметров. Эта машина несет свой комплекс потре­бительских свойств.

Предыстория ее такова. При разработ­ке модели 2120 «минивэн» у нас возникла одна идея... Посмотреть, что дает увели­чение базы, какие новые качества поя­вятся у автомобиля. И самое главное, когда создавалась короткобазная «Ни­ва», она включала узлы легкового авто­мобиля (от нашей «копейки», то есть пер­вой модели). Подобное не практикуется нигде в мире. Традиционно джипы созда­ются на базе узлов грузовых автомоби­лей или на «собственных» узлах.
Естественно, были сомнения в проч­ности такой конструкции. Тем не менее риск был оправдан: «Нива» имела успех не только в России, но и во всем мире.
Но мы пошли на еще больший риск. Те же узлы решили использовать и в длин­нобазной «Ниве». Причем сначала она создавалась как прототип... «минивэна» 2120.
Но когда изготовили первый прототип «Нивы» с удлиненной базой, оказалось, что потребность в подобной машине ве­лика. Автолюбители, видевшие образец такой «Нивы» (тогда она еще была трех­дверной) на испытаниях, сходились в од­ном мнении: этот автомобиль должен су­ществовать самостоятельно. Нужен не прототип, а полноценная базовая модель.

Словом, эта модель зажила самосто­ятельной жизнью.
Рано или поздно к ее созданию все равно бы пришли.
Идея пятидверной «Нивы» тоже на­прашивалась сама собой. Хотя она поя­вилась позже, и некоторое время выпус­кались исключительно трехдверные об­разцы удлиненной «Нивы».

Есть немалая заслуга специалистов опытно-промышленного производства в том, что они поддержали эту идею. Можно назвать конкретные имена союз­ников этого проекта: главный инженер ОПП Юрий Васильевич Баганов и дирек­тор ОПП Сергей Николаевич Перевезенцев.
...Поразительно, но этой модели, веро­ятно, было суждено рождаться в услови­ях повышенного риска. Первые же образ­цы трехдверной удлиненной «Нивы» бы­ли изготовлены как товарные автомоби­ли. Это тоже был риск, который не всем нравился. Да, те первые товарные образцы тяжело нам дались, но их делали ста­рательно. Достаточно сказать, что они до сих пор служат своим потребителям.
А потом началась история уже самой «пятидверки». Первый ее прототип вооб­ще создавался в условиях необычных, в каком-то гараже, усилиями коллектива умельцев под руководством Александра Вячеславовича Фефелова. С их помощью мы увидели изначальную версию буду­щей «пятидверки». Тот прототип нам здо­рово помог.
Вскоре появились первые серийные прототипы. Модель ВАЗ-2131 прошла сер­тификацию. Сертификат «Одобрение ти­па транспортного средства» был выдан Госстандартом России. |

После сертификации этот автомобиль с 1995 года выпускается мелкими сери­ями в опытно-промышленном производ­стве. Четырнадцать дилеров занимаются успешной реализацией этого автомобиля в России и ближнем зарубежье.
Словом, «игра» по созданию удлинен­ной пятидверной «Нивы» стоила свеч.
Плод совместных усилий

Когда речь заходит о создателях авто­мобиля, трудно назвать имена всех, кто причастен к его рождению. В принципе, это и невозможно, поскольку автомо­биль — творчество тысяч людей. Но в данном случае можно сказать, что ВАЗ-2131 разрабатывался силами многих специалистов научно-технического цен­тра ВАЗа.
Вот несколько имен, которые звучат наиболее часто при упоминании о пятидверной «Ниве».
Начальник отдела доводки шасси ГенДР Виктор Владимирович Комин. Именно с его подачи идею удлиненной «Нивы» подхватили в опытно-промыш­ленном производстве.
Группа молодых конструкторов отде­ла общей компоновки ГенДР: Николай Тазтдинов, Эдуард Чмелев, Юрий Нутрихин... (они же разрабатывали две моди­фикации ВАЗ-2131).

Ведущий конструктор по кузову пяти­дверной «Нивы» Вячеслав Павлович Ми­халев. Ведущий испытатель кузова Миха­ил Юрьевич Багров.
И другие специалисты, остающиеся в тени коллективного творчества...
Плод их совместных усилий — вмести­тельный автомобиль повышенной прохо­димости.
Не стоит забывать, что создавался он в угоду потребителю... Очень непосред­ственно это выражено в тексте реклам­ного пресс-релиза по модели 2131:
«Пятидверная «Нива» ВАЗ-2131 созда­на с использованием элементов кузова, узлов и агрегатов всем известной серий­ной 213-й машины... Емкость бензобака на «пятидверке» составляет 65 литров. Это позволяет проехать на одной заправке к не менее 600 километров.
В передней части салон у автомобиля в чистом виде «двести тринадцатый»... Посмотрим, что же сзади... Открываем заднюю дверь «тридцать первой». «Вхо­дить» на заднее сиденье просто замеча­тельно, а выходить еще удобнее. Не надо привставать, как в легковушке, с низко расположенного сиденья. Стекла дверей, кстати сказать, полностью опускающие­ся. Далеко не каждый автомобиль может «похвастаться» такой конструкцией.
Багажник модели 2131 заметно боль­ше, чем у короткой «Нивы», емкость его составляет 380 литров. Рукоятка привода замка двери задка «переехала» в более удобную зону — между сиденьем водите­ля и порогом... Пользоваться ею гораздо удобнее как в салоне, с места водителя, так и снаружи автомобиля, только открыв водительскую дверь.

Можно сказать, что плавность хода этих машин значительно выше, чем у ВАЗ-21213. Никакого «галопирования», продольной раскачки... Французский ру­левой механизм Gemmer позволил сни­зить усилие на рулевом колесе.
Не забудьте, что длинная «Нива» име­ет полный привод и четыре ведущих ко­леса, которые обеспечат вам не только надежное управление автомобилем на мокрых и скользких дорогах, но и завид­ную проходимость во внедорожных усло­виях.
В общем, ВАЗ-2131 — это вместитель­ный пятиместный автомобиль повышен­ной проходимости, который можно на­звать семейным и отнести к пользующим­ся за рубежом растущим спросом «авто для активного отдыха».

...Надо еще заметить, что автомобиль ВАЗ-2131 с блеском прошел ресурсные испытания. «Булыжник» вазовского тре­ка позволил создать для этого автомоби­ля сверхнагрузки, эквивалентные 125 ты­сячам километров пробега...
Разумеется, создатели этой модели не считают ее законченной и совершенной. Вот что они думают по этому поводу:
—-В дальнейшем мы хотели бы спро­ектировать автомобиль, который и по тех­ническим характеристикам, и по внешне­му виду будет близок к западным анало­гам.

Создавая эту машину, мы вошли в новый класс автомобилей повышенной вместительности и проходимости. По гео­метрии кузова и основным характеристи­кам наша модель неплохо смотрится в этом классе. Но уровень отделки и дви­гатель, к сожалению, оставляют желать лучшего. Эти недостатки происходят от нашей «совковой» привычки все тащить на своих плечах: двигатель, кузов, ин­терьер у нас только свои... В мире так уже не работают. Во всем преобладает кооперация: ставятся покупные импорт­ные узлы и двигатели... Это отнюдь не зазорно. Напротив — выгодно и целесо­образно.
Возлюби потребителя, как ближнего своего

Как известно, на базе «Нивы» ВАЗ-2131 были созданы две модифика­ции. Первая — штабной автомобиль по­жарной службы. Вторая — автомобиль для министерства чрезвычайных ситуа­ций. Естественно, они возникли не только от игры воображения конструкторов. Сначала был специальный заказ, затем техническое задание на проектирование этих автомобилей.

Какие изменения претерпела в этих случаях основная модель? Джип пожар­ников — это «штаб» на колесах.
Стационарная радиостанция установ­лена в салоне автомобиля. В багажнике есть выдвижная платформа, на ней раз­мещены пожарное снаряжение, защит­ные костюмы, каски, противогазы, пере­носные радиостанции... На крыше пожар­ного джипа располагается сигнальная громкоговорящая установка. Предусмот­рены фароискатели. Словом, этот авто­мобиль вполне отвечает конкретным за­просам пожарных специалистов.

Функции спасательной службы предопределили и видоизменения в автомо­биле для министерства чрезвычайных си­туаций. Там также предусмотрена вы­движная платформа в багажнике для спасательного снаряжения. Кстати, этот автомобиль демонстрировался на вы­ставке МЧС в Москве, был одобрен в ми­нистерстве, и оттуда поступил заказ на партию таких машин.

Итак, это нестандартное семейство автомобилей ВАЗ-2131 возникло тоже по нестандартной схеме. Специально мо­дель 2131 никто не предвидел, не плани­ровал и не создавал. Она появилась словно сама собой, как все, что должно само собой появиться на свет. Сначала создавался макетный образец модели 2120, затем удлиненный прототип трех­дверной «Нивы», и наконец — сама «пятидверка». Ясно, что логика в этой цепи событий была: здесь все вершилось по воле потребительского спроса.

— Наше сознание, сознание конструк­торов и всех изготовителей, меняется с учетом нового времени, — говорили мне создатели проекта пятидверной «Ни­вы».— Мы стали стремиться конструиро­вать автомобили исходя из потребитель­ских интересов. Новые модели рождают­ся не только в результате каких-то умо­зрительных концепций и теоретических расчетов. Мы отталкиваемся от реальной ситуации в сфере потребительского рын­ка.
Это неизбежно в условиях рыночной экономики. По всем законам маркетинга в первую очередь ставка делается на удовлетворение потребительского спро­са.
— Кроме того, даже небольшие пар­тии таких автомобилей после реализации поддерживают НТЦ на плаву, дают сред­ства для разработки других перспектив­ных проектов, — отмечали мои собесед­ники.

Любовь к потребителю... С нее начи­нается успех любого коммерческого предприятия. Стоит ли говорить, что та­кая любовь должна стать альфой и оме­гой автомобильного производства. Авто­мобиль в идеале и есть технический ше­девр воплощенной любви к человеку.

Д. СТУКАНОВА.

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up