Итоги и перспективы автомобильной жизни страны

11.01.2007 8:32

Закончившийся 2006 год сложился очень успешно для российского автомобильного рынка. Уже в конце декабря стало очевидно, что реальность превзойдет самые оптимистичные прогнозы, а в итоге к концу месяца общий годовой объем продаж превысил два миллиона единиц. При этом вырос суммарный объем рынка новых автомобилей, который достиг 1,78 млн. единиц (+23%), и произошло очередное изменение его структуры: россияне стали покупать больше более дорогих иномарок, спрос на которые увеличивался опережающими темпами. Не менее перспективным обещает быть и начавшийся 2007 год.

Иностранцам — дорогу!

В 2006 году отечественный авторынок стал пятым по объему продаж в Европе, опередив испанский. При этом впервые отечественные производители уступили лидерство на своей территории иностранцам, реализовав всего 760 тыс. (42,6%) новых легковых автомобилей (- 9% по сравнению с 2005 годом). Одновременно продажи новых иномарок достигли 1 млн. 20 тыс. единиц (57,4% российского авторынка).

Общий объем производства легковых автомобилей в России в 2006 году достиг 1,15 млн. штук, тогда как в рамках промсборки было собрано 260 тыс. машин. Получается, что почти четверть производимых на территории нашей страны автомобилей приходится на «промсборочные иномарки», а рост их производства впечатляет — более 65% к 2005 году.

В целом, рост продаж новых иномарок составил в ушедшем году 66%, и такие темпы задают прекрасные перспективы для достижения новых рекордов. По расчетам экспертов, в 2007 году доля новых иномарок в совокупных продажах составит не менее 60-62%, а темпы прироста этого показателя продаж вряд ли опустятся ниже 45%. Причем, продажи новых иномарок будут расти не за счет импорта машин, выпущенных за границей (уровень их продаж стабилизируется на отметке 700-800 тысяч автомобилей), а за счет машин российской сборки. Одновременно продолжится набирающая силу со второй половины 2006 года тенденция по сокращению ввоза в страну подержанных иномарок.

На любой вкус

Растущий российский рынок будет и в наступившем году предоставлять очень комфортные условия для практически неограниченного круга производителей. Сегодня на дорогах России представлен подлинный синтез автомобильных новаций и традиций десятков стран мира. Так, в 2006 году двадцать иностранных производителей продали в России более 10 тыс. своих новых моделей, и лидеры продаж имеют прекрасные шансы для того, чтобы упрочить свое положение на рынке в будущем.

Что касается победителей закончившегося года, то, по его итогам, на первое место уверенно вышел Ford с результатом около 120 тыс. машин. Второе место досталось компании Chevrolet, которой с учетом продукции СП «GM-АвтоВАЗ» удалось реализовать порядка 115 тыс. машин. Третье и четвертое места с близкими результатами (около 100 тыс. шт.) заняли бренды Toyota и Hyundai.

Также очевидно, что наилучшие шансы на лидерство в ближайшие годы обеспечат себе те компании, которые уже подписали или готовятся подписать инвестиционные соглашения в рамках промсборки.

Согласно существующим планам, в рамках промсборки будет вскоре собираться более 700 тысяч автомобилей, а вложения инвесторов в производство составят более 2 млрд. долларов.

Так, в планы Toyota и Nissan входит строительство заводов мощностью 50 тысяч автомобилей в год, при этом представители Toyota, не называя сроков, заявили, что «в перспективе» смогут довести выпуск до 200 тыс. машин. GM в свою очередь намерен в 2008 году завершить строительство своего завода в России.

Вместе с тем, уже 2007 года совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ» начнет выпуск нового седана Opel Astra второго поколения под названием Chevrolet Astra. Кроме того, в 2007 году Ford собирается нарастить производство своих Ford Focus на Всеволожском заводе до 75 тысяч. А СП Автофрамос, созданное правительством Москвы и Renault, намерено увеличить выпуск Renault Logan в 2007 году до 80 тыс. авто в год, а «Ижавто» планирует собрать 45 тысяч Kia Spectra, 7 тысяч Kia Rio и 8 тысяч внедорожников Kia Sorento. Плюс к этому, «Северсталь-Авто» намерена увеличивать выпуск автомобилей под марками SsangYong и Fiat. Всю продукцию, выпускаемую под этими марками, компания будет реализовывать через собственную дилерскую сеть, которую намерена удвоить в 2007 году. В частности, планируется вывести производство внедорожников SsangYong Rexton на уровень 10 тысяч в год, SsangYong Kyron — до 20 тысяч и SsangYong Actyon — до 6 тысяч. А, например, Volkswagen планирует на своем новом российском предприятии в будущем году выпускать по 115 тысяч автомобилей, что сразу сделает фирму одним из лидеров рынка.

Знаковый десятитысячный порог имеют все шансы преодолеть в будущем году еще несколько фирм, среди которых не только упомянутые выше компании, но и фирмы, выпускающую продукцию под такими всемирно известными марками, как Mercedes-Benz, BMW, Volvo и, может быть, Subaru.

Известно, что еще порядка пяти иностранных автопроизводителей ведут переговоры о выпуске своих автомобилей и строительстве заводов на территории РФ. Среди них, например, Peugeot-Citroen и Mitsubishi. Почти согласован проект инвестсоглашения по организации сборки китайских автомобилей Cherry на Новосибирском автомобильном заводе. Предполагается, что промсборка автомобилей к 2010 году увеличится до 800 — 900 тысяч штук, а общий объем продаж легковых автомобилей в России к 2010 году в размере не менее 2,6 млн. штук в год.

Азиатский натиск.

Уже сегодня в топ-25 самых популярных иностранных марок в России входят все автомобили с Востока, какие только представлены в нашей стране. Присутствие японских брендов в 2006 году увеличилось с 32,2% до 34,9%, корейских — с 25,6% до 26,2%. А появившиеся буквально в самое последнее время китайские марки, по приблизительным подсчетам уже занимают не менее 5% рынка иномарок, и очевидно, их доля будет достаточно быстро нарастать. Так, например, китайская компания «Ирито» недавно получила разрешение на пять лет от Great Wall Motor на сборку внедорожника Hover, а также пикапов Deer, Safe и Sailor, и уже приступила к организации их производства на своем заводе в Гжели (по плану 25 тыс. машин). Когда же построенный непосредственно Great Wall Motor стандартный завод по промышленной автосборке в Елабуге выйдет на проектную мощность, на нем будет выпускаться 50 тыс. автомобилей в год.

К настоящему времени на сборную серию азиатских брендов приходится уже более 62% всего рынка иномарок в нашей стране, в то время как на автомобили из Европы — 27,6%, а на американские авто — всего лишь 6,2%.

Magna пишем, Renault в уме

Что касается перспектив традиционных отечественных автопроизводителей в 2007 году, то они не настолько пессимистичны. Например, положение «АВТОВАЗа» чем-то, хотя и в лучшую сторону, напоминает ситуацию, которая сложилась с продажами на собственном авторынке у гигантов американского автомобилестроения — фирм GM и Ford. Правда, с продажами в последние месяцы у «АВТОВАЗа» дела шли из рук вон плохо, но концерн по-прежнему в плюсе и, в отличие от американцев, продолжает получать прибыль. Уровень безубыточной работы для «ВАЗа» — 450 машин в год. В наступившем году о том, чтобы завод скатился ниже этой планки, речь не идет. Но ситуация становится все тревожнее, и времени у тольяттинцев, чтобы не выйти за «красную черту», остается все меньше.

Поэтому одной из последних хороших новостей уходящего года стало известие о том, что руководство «АВТОВАЗа» наконец-то определилось с частью своих стратегических планов, подписав соглашение о сотрудничестве с компанией Magna International Inc. Рамочное соглашение было заключено в развитие Меморандума о взаимопонимании, который был подписан 25 сентября 2006 года ОАО «АвтоВАЗ» и Magna International Inc. Меморандум предусматривает взаимодействие партнеров по следующим направлениям технического развития ОАО «АвтоВАЗ»: разработка автомобиля на унифицированной платформе класса «С», создание системы производства и поставки автокомпонентов европейского уровня, а также создание сборочного производства мощностью 450 тыс. автомобилей в год.

Согласно Меморандуму, в 2009 году должна быть завершена разработка базового автомобиля, создана система поставки автокомпонентов и готова первая очередь автосборочного завода мощностью 220 тыс. автомобилей в год.

По условиям соглашения, Magna поможет «АвтоВАЗ» разработать три модели: седан, универсал и хэтчбек (запуск производства намечен на 2010 год). Новый завод будет работать по блочному принципу — Magna будет принадлежать штамповочное производство, «АвтоВАЗ» у — сварочное и сборочное, а также сбыт. Таким образом, Magna будет зарабатывать на поставках комплектующих, а «АвтоВАЗ» — на продажах автомобилей. Также возможно, что Magna будет владеть частью конвейеров на новом заводе и будет самостоятельно производить иномарки. Председатель совета директоров «АВТОВАЗа» Сергей Чемезов оценил стоимость проекта в 1,6-1,7 млрд. долларов.

Однако пока «АвтоВАЗ» так окончательно не определился с главным стратегическим партнером, хотя компания и продолжает вести соответствующие переговоры с Renault. Используя технологии Renault, «АвтоВАЗ» хочет реструктурировать, и обновить производство. В обмен россияне предлагают часть своей рыночной доли и долю в акциях, но меньшую, чем блокпакет. Но пока переговоры с Renault затягиваются, и стороны не могут прийти к единому соглашению. И это плохо, так как без сильной компании- буксира «ВАЗу» выжить будет очень трудно.

ОСАГО может подорожать.

В будущем году автолюбителям придется привыкать к новым изменениям в законе об автогражданке. Согласно одной из поправок закона «Об ОСАГО», страховая компания теперь обязана будет принять решение по страховому случаю за 15 календарных дней. Раньше этот срок составлял 15 рабочих дней. Соответствующее постановление подписал еще 21 декабря премьер-министр РФ Михаил Фрадков. За установленное время страховщик должен будет составить акт о страховом случае (на основании этого документа осуществляется выплата потерпевшему). В противном случае страховщик обязан известить автовладельца письмом с указанием причины отказа. Временные ограничения на осуществление страховой выплаты постановлением снимаются.

Вполне вероятно, что возрастет и стоимость самого полиса ОСАГО. Предложение об увеличении тарифов «автогражданки» на 47% поступило в прошлом году Росстрахнадзору от «Независимого актуарного информационно-аналитического центра». «Данный вид страхования является убыточным, и многие страховые компании попросту разорятся, — пояснил ранее корреспонденту Страны.Ru сложившуюся ситуацию директор „Независимого актуарного информационно-аналитического центра“ Валерий Баскаков. — Сначала обанкротятся мелкие страховщики, а вслед за ними и крупные». Действительно, страховые случаи ежегодно увеличиваются на 7%, стоимость ремонта — также. А тарифы остаются прежними, что ведет к снижению доходов страховых компаний. Сам Валерий Баскаков считает, что единовременное резкое повышение базовой ставки чрезвычайно негативно скажется на рынке ОСАГО, ведь основная нагрузка ляжет на страхователей. Поэтому если получится, делать это предполагается постепенно.



Алексей Щеглов

Страна.Ru

www.avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up