Дорожному строительству - статус национального проекта

29.03.2007 8:14

То, что у России большая территория, - вроде бы аксиома. Однако мы, часто сами того не понимая, делаем Россию все меньше и меньше.

Потому что уже сегодня более десяти процентов населения, которые никакого отношения к классическому сепаратизму не имеют, отделены от остальной страны. Отделены из-за отсутствия дорог и других средств коммуникации. "Если так пойдет дальше, мы лишимся собственной страны без всякой внешней агрессии", - считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Максим Кавджарадзе. С ним встретился корреспондент "Российской газеты". Ниже приводим некоторые вопросы-ответы из этого интервью.

Российская газета: Не слишком ли категоричное заявление, Максим Геннадьевич?

Максим Кавджарадзе: Абсолютно нет. Судите сами. Сегодня тридцать процентов россиян живет в сельской местности, куда доехать зачастую невозможно. По официальной статистике, в условиях полного бездорожья, у нас существуют 15 миллионов человек. Это даже больше, чем десятая часть. Причем речь идет не только об отдаленных районах, затерявшихся где-нибудь в тундре или тайге. Речь идет в том числе и о европейской части страны. Даже минтранс признает, что более 60 процентов федеральных и около 75 процентов территориальных дорог России не соответствуют современным нормативно-техническим требованиям. То есть, если говорить проще, у нас не дороги, а направления.

Я приведу другие красноречивые цифры. Около 25 тысяч мелких населенных пунктов, значительное количество крестьянских (фермерских) хозяйств и отдельных поселений не имеют подъездов с твердым покрытием. Это значит - крупные дополнительные затраты на перевозки. Они в 3-4 раза выше, чем по дорогам с усовершенствованным покрытием.

До сих пор 307 из 4398 сельских населенных пунктов не связаны автомобильными дорогами с твердым покрытием с республиканскими, краевыми и областными центрами и с магистральными автодорогами.

Около 50 тысяч населенных пунктов вообще не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам, что приводит к сворачиванию сельскохозяйственного производства, оттоку населения из этих регионов.

- Наше дорожное отставание складывалось не один год.

- И в итоге если в России плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием составляет 29 километров на 1000 квадратных километров территории, то в США - 600 километров, в Великобритании и Франции - более 1500, в Японии - более 3000 километров на 1000 квадратных метров.

В Китае, где еще десятилетие назад не была сформирована единая дорожная сеть, сегодня ее протяженность составляет 1,4 миллиона километров, скоростных автострад 16 тысяч километров (это третье место в мире). Каждый сельский населенный пункт имеет подъезд с твердым покрытием.

- Но сегодня, как известно, приняты четыре приоритетных национальных проекта, которые как раз и должны дать толчок развитию территорий. Возможно, положение изменится?

- Да, это проекты по аграрно-промышленному комплексу, доступному жилью, здравоохранению и образованию. Но я абсолютно убежден в том, что без строительства дорог эти проекты реализованы не будут. Мы, к примеру, начнем строить животноводческие комплексы, перерабатывающие предприятия. А как вывозить продукцию? Как вывозить сырье? Как доставлять продовольствие?

- Известно, что в России всегда было две беды - дураки и дороги. Но дураков сегодня вроде бы нет. В новых условиях хозяйствования все стали умными.

- Дураков нет. Это правда. Но и дорог тоже нет. Потому что финансирование на строительство дорог нужно увеличивать в разы. А у нас даже на то, что запланировано, не выделяется. В соответствии с федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2010 года" планировалось привести в нормальное техническое состояние 51,2 тысячи километров и на 13,3 тысячи километров расширить сеть автодорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты. Но в связи с тем, что финансирование безнадежно отстает, цифры эти уже были скорректированы до 30,1 и 12,6 тысячи километров соответственно.

Общее отставание выделения средств из федерального бюджета за 2003-2006 годы составило 4,55 миллиарда рублей. Поэтому по согласованию с Минтрансом России Минсельхоз вынужден был внести изменения в вышеназванную федеральную целевую программу.

Сегодня ситуация выглядит следующим образом. Объем финансирования до 2010 года должен составить 140,4 миллиарда рублей, из которых 44,4 миллиарда - из федерального бюджета, 73,2 - из бюджетов субъектов Российской Федерации и 22,8 - из внебюджетных источников. Как видим, основная тяжесть ложится на плечи субъектов Федерации. При этом нужно заметить, что их заявки не содержат предложений по привлечению внебюджетных средств. Такие предложения были переданы министерством сельского хозяйства в Федеральное дорожное агентство для учета при заключении соглашений с администрациями субъектов Российской Федерации и предоставлении субсидий на строительство и реконструкцию автомобильных дорог на 2007 год.

- Но ведь даже те цифры, что вы сообщили, - сущие слезы. Если учесть масштабы нашей страны.

- Так и есть. Для сравнения могу сообщить, что, например, в Китае только в 2003-2004 годах в сельских районах страны было проложено 352 тысячи километров шоссейных дорог, из которых 192 тысячи - асфальтовых и бетонированных. У нас же в 2006 году федеральным бюджетом вообще не было предусмотрено строительство автодорог, связывающих сельские населенные пункты.
В нынешнем году Госсовет КНР принял всекитайскую программу, согласно которой за первые 20 лет нынешнего века все сельские районы будут опутаны сетью шоссейных дорог. В течение ближайших пяти лет там выделят на строительство сельских дорог 12 миллиардов долларов. А у нас на те же цели, но в рамках восьмилетней программы - чуть более полутора миллиардов. Но это только запланировано. А выделят ли - увидим.

- Что вы предлагаете?

Кавджарадзе: Финансирование строительства дорог общего пользования нужно увеличить как минимум в десять раз. Тогда что-то изменится. Возложить на министерство сельского хозяйства и министерство транспорта функции распределения средств, направляемых на строительство сельских дорог, и контроля за их использованием.

Министерству транспорта нужно разработать и согласовать с министерством сельского хозяйства реестр объектов, на строительство которых будут предусмотрены конкретные объемы финансирования с учетом максимальной экономической отдачи вложенных средств.

Важно разработать Программу привлечения частного капитала, заинтересованного в развитии сельской инфраструктуры, в частности автомобильных дорог. Для меня очевидно - частный капитал не пойдет в дорожное строительство, если им не займется государство.

- Складывается впечатление, что за строительством автомобильных дорог вам видится, чуть ли не национальная идея.

- Можно сказать и так. В последнее время мы много говорим о транзитных странах, через которые нам приходится экспортировать нефть и газ, другие товары. Строим даже обходной газопровод по дну Балтийского моря, чтобы выполнить свои обязательства перед европейскими потребителями. Вкладываем или намереваемся вложить в эти проекты миллиарды и миллиарды долларов. Но почему-то напрочь забыли о своей кровеносной системе - транспортной, о сельских и шоссейных дорогах. Абсолютно уверен: если их строительству придать тоже статус национального проекта, ситуацию в стране можно изменить радикально.

Мы решим проблему заселения больших территорий, оживления мелкой и средней промышленности, дадим стимул строительству прочих коммуникаций, повернемся, наконец, лицом к своему селу и вообще - к национальному производителю. Чем не идея? Строительство дорог даст мультипликаторский эффект развитию всей экономики. Так, как это было в Америке, как происходит сейчас в Китае. В конце концов, даже наша братская Украина устами главы Укравтодора заявила, что приведет в ближайшие годы в порядок сельские дороги. На эти цели отпускает более миллиарда долларов. А у них бюджет потощее нашего.

Можно и дальше продолжать пополнять стабилизационные фонды, размещая эти средства в кредитно-финансовых учреждениях других стран, помогая строить финансовые пирамиды. Но не эффективнее ли вкладывать средства в обустройство своей страны, в первую очередь дорожное обустройство? Чем не национальная идея?

Справка "РГ"

Максим Геннадьевич Кавджарадзе, член Совета Федерации от Липецкого областного Совета депутатов, заместитель председателя Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике. Окончил Юридический институт МВД России.

www.rg.ru

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up