Что нам ждать от автопрома?

30.01.2009 9:12

Что нам ждать от автопрома?

Еще полгода назад ситуация на автомобильном рынке России казалась радужной. Отечественные автопроизводители, как «старые» (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ), так и «новые» (изготавливающие машины зарубежных марок), увеличивали объемы производства и осваивали новые модели. Однако экономический кризис больно ударил по мировой автомобильной промышленности, в том числе и по российской. В конце прошлого года все заводы вынуждены были приостановить свою работу на разные сроки. А что ждет производителей и потребителей автомобилей в наступившем 2009 году?

Что было?
Объем продаж автомобилей на российском рынке в 2007 году вырос по сравнению с 2006 годом на 35% — до 2 млн. 790 000 машин. Причем, если продажи отечественных марок немного сократились (на 5%), то объем продаж иномарок российского производства увеличился на 57%.

В начале 2008 года российские производители автомобилей прогнозировали рост выручки на 20 — 30% и наращивали темпы производства. Все большее число зарубежных компаний объявляли о решении разместить свои заводы на территории России. Так, концерн Peugeot-Citroen выразил намерение построить совместный завод с Mitsubishi в Калуге, уже был заложен первый камень в его фундамент. Компания Suzuki также приняла решение о строительстве завода, Volkswagen планировал увеличить объем производства с 60 000 до 115 000 в год. Новую производственную площадку открыл в Калининграде GM, начала строительство завода мощностью 100 000 автомобилей под Петербургом Hyundai.

Экономический кризис в последние месяцы ушедшего года смешал все планы. Банки снизили выдачу кредитов как автопроизводителям, так и населению, что вызвало дефицит оборотных средств у компаний и спад спроса на их продукцию. Для начала все автомобильные заводы, находящиеся на территории нашей страны, уменьшили объемы производства, а затем объявили внеплановые каникулы.

К декабрю ситуация настолько обострилась, что в нее вынуждено было вмешаться правительство. На совещании в Набережных Челнах, которое провел премьер-министр РФ Владимир ПУТИН, были приняты решения, призванные помочь российскому автопрому, к которому отнесли и расположенные в стране заводы иностранных концернов. Во-первых, с 12 января 2009 года были повышены пошлины на новые иномарки от трех до пяти лет. Для машин старше пяти лет ставки возросли настолько, что фактически закрыли им путь на российский рынок. Во-вторых, В. Путин объявил об увеличении финансирования закупок автотехники для федеральных нужд и внедрении программы обновления парка муниципального автотранспорта. В-третьих, было анонсировано привлечение предприятиями автопрома кредитов с использованием механизма госгарантий и размещение облигаций.

Кроме того, правительство приняло решения о субсидировании процентных ставок по кредитам граждан (на срок до трех лет в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ) на покупку автомобилей отечественной сборки стоимостью до 350 000 рублей, а также о компенсации «Российским железным дорогам» стоимости перевозки таких машин из европейской части на Дальний Восток. Но когда этот механизм заработает, никто пока не знает. Как же сложится ситуация на авторынке России в 2009 году?

Что будет?
Все модели ОАО «АВТОВАЗ» (начнет работу 2 февраля 2009 г.) попадают в ценовую нишу 350 000 рублей, что заметно повышает их конкурентоспособность. По льготному кредиту можно приобрести даже «люксовые» Kalina и Priora (усилитель руля, климат-контроль, две подушки безопасности, АБС, электростеклоподъемники всех дверей, аудиоподготовка, зеркала с электроприводом и обогревом, а для Priora еще датчики света и дождя). В наступившем году в продаже появится Priora с кузовом универсал, а вот обещанного 7-местного универсала Renault Logan MCV придется подождать до следующего года.
Кстати о Renault. Московский завод «Автофрамос» (производство возобновилось 12 января) освоит выпуск второй модели семейства Х90 — Renault Sandero и подвергнет модернизации Logan также только в 2010 году. Кстати, большинство комплектаций седанов Renault Logan российского производства стоят менее 350 000 рублей.

Группа «ГАЗ» (работает с 19 января) в прошлом году запустила несколько проектов, в том числе производство нового автомобиля класса D взамен устаревшей «Волги». Было начато строительство завода дизельных двигателей в Ярославле, разработано новое поколение «Газели», в 2009 году компания рассчитывала начать сборку коммерческих автомобилей Maxus. Также планировалось создать СП с иностранной компанией по выпуску автомобилей класса В+ стоимостью от 300 000 рублей и объемом производства около 300 000 машин в год. Судя по всему, перспективные проекты будут временно заморожены, а производство «старой» «Волги» так и не прекратится, ведь ее стоимость очень привлекательна в кризисных условиях и находится ниже планки в 350 000 рублей. В 2009 году снизятся в 1,5 раза производство и реализация легкого коммерческого транспорта, что позволит компании, являющейся одним из градообразующих предприятий Нижнего Новгорода, оптимизировать свои производственные расходы.

А тем временем компания Sollers решила приобрести... южнокорейскую фирму SsangYong, которая находится на грани банкротства. Напомним, что на предприятии Sollers в Набережных Челнах выпускаются как раз внедорожники SsangYong и легковая модель Fiat Albea. В прошлом году начались еще и продажи произведенных в ОЭЗ «Алабуга» легких коммерческих автомобилей Fiat Ducato. Обе эти площадки работают уже с 19 января. А Ульяновский автозавод, который также принадлежит Sollers, остановил конвейер до 9 февраля 2009 года. Кроме того, компания Isuzu отложила запуск производства тяжелых грузовиков на площадке Sollers на неопределенный срок.

ЗАО «ДжиЭм-АВТОВАЗ» (конвейер запущен 20 января) планировало в 2009 году начать производство модернизированной Chevrolet Niva, однако на данное время точно не известно, когда же именно это произойдет.

Завод «Автотор» (Калининград), несмотря на экономический кризис, в 2009 году намерен увеличить объемы производства за счет освоения выпуска новых моделей Kia и BMW — обе компании собираются предоставить «Автотору» по три новых модели. А работать завод начал уже 11 января.

Всеволожский завод Ford с 21 января возобновил выпуск Ford Focus, стоимость одной из комплектаций которого составляет 352 000 рублей (интересно, снизят ли ее с целью попасть под льготное кредитование?). А вот когда к ним добавится еще и Mondeo — пока не сообщается.

Группа «СОК». ОАО «АвтоВАЗ» запустило сделку по покупке автозавода «Иж-Авто» у самарской группы компаний «СОК». После того, как сделка будет завершена, а это состоится до конца февраля, сборка автомобилей Kia на Ижевском автозаводе будет прекращена, и предприятие переведут на выпуск автомобилей Renault и Nissan. К 2011 году мощности завода планируется увеличить до 365 тысяч машин в год, из которых 230 тысяч будут отданы под автомобили марки Renault. А вот компания Suzuki, планировавшая запустить свое новое предприятие в промзоне «Шушары-2» во второй половине 2009 года, сначала перенесла пуск на год, а сейчас и эта дата пересматривается. Японцы намеревались собирать внедорожник Grand Vitara и кроссовер SX4, которые не являются бюджетными автомобилями, а значит, в условиях кризиса не будут пользоваться большой популярностью.

Таковы вкратце автомобильные итоги года минувшего и прогнозы на год наступивший. Уточненную информацию и планы не рассмотренных в данном материале автопроизводителей мы опубликуем в дальнейших номерах нашего издания.

Обозреватель журнала «АвтоСреда»

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up