ТОП машин Победы

 ТОП машин Победы 09.05.2017 14:06


72 года назад закончилась Великая Отечественная война. В честь Дня Победы Drom.ru сделал большой обзор техники на полях Второй мировой. Мы выбрали из него машины, которые использовала советская армия.

ГАЗ-61

Хотя семейство ГАЗ-61 включает в себя разные модификации — и пикап ГАЗ-61-415, и легкий тягач ГАЗ-61-417, а изначально автомобиль выглядел как фаэтон (модель ГАЗ-61-40), - самой распространенной версией был ГАЗ-61-73, первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан.
Машина проектировалась для высшего командного состава РККА, но комфорт заканчивался на закрытом типе кузова: в ГАЗ-61-73 не было даже отопителя. Зато были другие достоинства, важные в условиях войны: тяговитый мотор, ремонтопригодность, высокая скорость на бездорожье, проходимость и надежность.

ГАЗ-АА/ГАЗ-ММ

История этой легендарной машины неразрывно связана с историей Горьковского (Нижегородского) автомобильного завода, основанного в 1929 году. Первая машина вышла с конвейера нового завода в начале 1932 года. 42-сильный 4-цилиндровый двигатель, 4-ступенчатая трансмиссия, рама и рессоры в основе — простое и хорошо зарекомендовавшее себя на Фордах устройство. Расчетная грузоподъемность — полторы тонны, отсюда и прозвище «полуторка». Но, говорят, что спроектирована машина была с запасом — в Советском Союзе подобные грузовики эксплуатировали с двукратным перегрузом.

В 1938 году автомобиль модернизировали, он получил новый 50-сильный мотор от ГАЗ-М, усиленную подвеску и иное рулевое управление. Грузовик стал называться ГАЗ-ММ, однако первые машины внешних отличий от ГАЗ-АА не имели.

С технической точки зрения ГАЗ-АА/ММ уступал своим немецким аналогам, однако в суровых условиях военных действий недостатки машины превратились в достоинства. Это был исключительно надежный и неприхотливый автомобиль. Из фундаментальных проблем можно отметить лишь хронические сложности со стартером. Еще одним затруднением были шины: в самые трудные месяцы грузовик выходил с конвейера с односкатной ошиновкой задней оси, что существенно снижало грузоподъемность.

После бомбардировки Горьковского автозавода автомобиль стали выпускать в еще более простой комплектации: с 1943 года фигурные крылья грузовика уступили место квадратным из кровельного железа, исчезла правая фара, двери, крыша стала брезентовой, а откидным — только задний борт.

Тем не менее, вклад этой машины в Победу трудно переоценить. Именно ГАЗ-АА был самым массовым автомобилем в СССР в первой половине ХХ века. Общий тираж ГАЗ-АА в различных модификациях едва не дотянул до миллиона экземпляров. А самым известным фактом использования «полуторок», пожалуй, является их роль в эвакуации людей и снабжении продовольствием и медикаментами блокадного Ленинграда.

ЗИС-5

Как и в случае с ГАЗ-АА, основными требованиями к грузовику-трехтоннику были простота, надежность, неприхотливость к топливу и проходимость. Все эти требования «Захар Иванович», как его прозвали шоферы, удовлетворял с лихвой: автомобиль обладал прекрасной проходимостью с учетом колесной формулы 4х2, двигатель без последствий «переваривал» любой низкокачественный бензин. Да что там бензин, в жаркое время года ЗИС-5 заправляли светильным керосином!
При расчетной грузоподъемности в три тонны, ЗИС-5 без надрыва перевозил и четыре, и пять, мог при необходимости буксировать прицеп массой до 3,5 тонны, что делало его незаменимым тягачом для полковых и дивизионных орудий. Без особых проблем запускался в мороз (пусть часто и при помощи заводной ручки), легко мог проехать по фронтовым дорогам без капитального ремонта 70, а у аккуратных водителей и все 100 тысяч километров.
С 1934-го по 1948 год только московский ЗиС (а производство было налажено еще на заводах в Ульяновске и Миассе) выпустил более 570 тысяч грузовых машин ЗИС-5 и модификаций, что делает «Захара Ивановича» вторым по популярности грузовым автомобилем СССР первой половины ХХ века.

Dodge WC-51

Американский тяжелый внедорожник советские солдаты знали и уважали, часто называя его не по имени, а по прозвищу — «три четверти», из-за его грузоподъемности в ¾ тонны. Машину запустили в производство в 1941 году, а с 1942-го начались ее поставки в Красную армию по ленд-лизу.
Dodge WC-51 был по-настоящему многозадачен. На его основе монтировались мобильные санитарные пункты, с его же помощью в условиях боевых действий прокладывалась жизненно необходимая связь, хотя большая часть тиража Dodge WC-51 работала все-таки по прямому назначению — перевозила оружие. Под эту задачу американцы, собственно, и разрабатывали конструкцию, отсюда и аббревиатура WC — Weapon Carrier («носитель оружия»).
В начале войны Dodge WC-51 обычно перевозили тяжелые минометы массой 280 кг, непосильные солдатам для транспортировки. Их нелегко было таскать даже на легких внедорожниках той поры — американских Виллисах и советских ГАЗах. С подобным вооружением мог справиться грузовой ЗИС или Studebaker, но большие грузовики были в дефиците и потребляли много топлива, к тому же привлекали к себе лишнее внимание и обнажали перед врагом минометные позиции. Зато тяжелые внедорожники типа Dodge WC-51 идеально подходили для перевозки не только минометов, но и расчета и боезапаса. Наряду с минометами Dodge WC-51 был способен буксировать также 57-миллиметровые противотанковые пушки ЗИС-2.


Ford GPA


В 1941 году компания Форд подготовила автомобиль-амфибию. Неудачный для открытого моря, Ford GPA сослужил полезную службу Красной армии в условиях более спокойных рек и озер

Разработка велась на базе отлично зарекомендовавшего себя Willys MB (выпускавшийся под брендом Ford вариант назывался GPW). Машина оказалась чрезвычайно удобной заменой малым речным катерам - амфибии не требовалась транспортировка и сложные действия по спуску на воду и обратного подъема на грузовики для дальнейшей перевозки. Согласно данным производителя, было изготовлено более 12 тысяч амфибий, из них СССР передано 3320 единиц.
В Советской Армии автомобиль прижился и был удостоен самых лестных слов от командиров РККА.


Willys


Виллис, без преувеличения, — один из самых узнаваемых автомобилей Второй мировой. Машина была целиком сделана по техзаданию американских военных. Главным требованием была малая масса (590 кг), хотя на деле Willys вышел весом около тонны. Разработка прототипа началась в 1939 году. В октябре 1941 года выпустили серийный вариант, который получил индекс MB. Именно эта модель сходила с конвейера завода в Толедо вплоть до 1945 года. В СССР за годы войны было поставлено 50 500 экземпляров Willys MB и Ford GP.

Установка БМ-13Н «Катюша» на шасси Studebaker US6


Неоценимый вклад в исходы сражений вносили мобильные ракетные комплексы, установленные на шасси грузовиков, позволявшие накрывать фронт врага артиллерийским огнем на расстоянии до нескольких километров. Основными носителями ракетных конструкций были отечественные грузовики ЗИС и союзные машины Studebaker, поставляемые в СССР по ленд-лизу. Важнейшим отличительным признаком был тип привода. Зачастую советские грузовики имели колесную формулу 6х4, в то время как американская техника располагала полноприводной трансмиссией, что позволяло ей лучше справляться с распутицей. В условиях военных действий проходимость — это не просто повышенный комфорт, а сотни жизней и успех военной операции.


Газогенераторные ЗиС-21 и ГАЗ-42


ЗиС-21 представлял собой грузовой автомобиль ЗиС-5, оснащенный газогенератором НАТИ Г-14. Монтаж осуществлялся, как правило, с правой стороны кабины, за счет уменьшения жизненного пространства пассажира. Благодаря такому решению меньше страдала грузоподъемность.
ЗиС-21 выпускался серийно с 1938-го по 1941 год. Всего изготовили более 15 тысяч экземпляров для тружеников тыла: на передовой для снабжения использовали грузовики на жидком топливе.
ГАЗ-42 — газогенераторная модификация ГАЗ-АА, оснащенная аналогичной установкой НАТИ Г-14. Однако монтаж ее осуществлялся иначе — за кабиной со стороны водителя. Кроме того, машина Горьковского автозавода могла использовать в качестве топлива и бензин, поскольку оснащалась топливным баком объемом 40 литров.
ГАЗ-42 выпускался с 1939-го по 1946 год, всего было выпущено более 33 тысяч подобных машин.



Великая Отечественная война проверила на прочность не только людей, но и механизмы. Отчасти это была война инженеров. На первый план вышли технические характеристики и эффективность. Военные машины, инженеры, их разработавшие, и рабочие, воплотившие проекты в жизнь, играли не последнюю роль как в общем исходе войны, так и в жизни многих и многих людей.

Полностью обзор здесь: http://info.drom.ru/misc/52211/

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up