Росстандарт начал пилотный этап запуска прототипа системы по прослеживаемости топлива по всей стране. Планируется, что подключение к системе участников всей цепочки - нефтеперерабатывающих заводов (их 33), мини-НПЗ (около 200), нефтебаз (2 тысячи), автозаправок (25 тысяч), транспортного звена - станет обязательным через два-три года.
Предполагается, что присоединение к новой системе участников рынка потребует от них минимальных затрат: у многих из них уже есть корпоративные системы учета количественных и качественных показателей топлива, их интеграция с единой базой данных будет максимально упрощена.
Общероссийская информационная система будет автоматически отслеживать все этапы движения топлива и позволит понять, какую итоговую смесь заправляет автовладелец на АЗС. Предположим, с двух НПЗ отгружается по 100 тонн топлива в 20 условных бензовозов, и они поступают на одну нефтебазу под двумя паспортами качества. При отгрузке с базы оформляется новый паспорт с привязкой к двум предыдущим, а на АЗС, куда поступила смесь из продукции тех самых двух НПЗ, фиксируется каждая заправка, и если изначально было 200 тонн, то по бакам должно быть разлито тоже не более 200 тонн с поправкой на метрологическую погрешность. Этот механизм блокирует возможность на одном из этапов подмешать к качественному топливу продукцию сомнительного происхождения и под нормальными документами поставить опасную смесь на АЗС.
Проект прослеживаемости на топливном рынке - редкий пример, когда бизнес, работающий по правилам, выступает активным союзником регуляторов. Его пилотный этап, на котором будут апробированы технические решения, запущен на инфраструктуре нефтебазы "Ручьи" в Ленинградской области, принадлежащей Петербургской топливной компании, соглашение с ней Росстандарт подписал 22 марта, в апреле-мае ожидается подключение новых участников, выразивших свою заинтересованность. Все участники будут задействованы в подготовке техзадания системы, в качестве технологического эксперта Росстандарт привлек "дочку" "Ростеха" - "Электронный паспорт". На региональном уровне пилотный проект ведет техническая рабочая группа при руководителе Северо-Западного межрегионального территориального управления Росстандарта Андрее Челышеве, промежуточные итоги будут подведены в июне-июле.
С 2020 года планируется масштабировать проект прослеживаемости на всю страну, но все еще как эксперимент с добровольным участием. С конца 2021 года или начала 2022 года предполагается уже полноценная работа системы с введением административной ответственности за отказ присоединиться к системе.
Масштабная кампания по зачистке рынка от контрафакта, начатая в 2015 году с первой волны внеплановых проверок АЗС (за 2015-2018 годы проверено свыше 6,5 тысячи организаций нефтепродуктообеспечения), а также введение в 2018 году штрафов с оборота привели к сокращению доли фальсификата более чем в два раза (с 20 до 9 процентов), открыв добросовестным участникам рынок на 300 миллиардов рублей в год. Остающиеся в "серой" зоне около 10 миллионов тонн дизтоплива и бензина - "цель" новой системы учета. Часть "серого" рынка перейдет в "черную" зону, признает Кулешов, она не исчезнет, пока недобросовестные транспортные организации будут предъявлять спрос на "левое" топливо, но по крайней мере с этим не должен сталкиваться рядовой потребитель. Проблема контрафакта на топливном рынке связана прежде всего с работой нефтебаз и мини-НПЗ. Им предстоит провести модернизацию и перейти на светлую сторону рынка - либо уйти с него, считает Кулешов.
« Предыдущая публикация Все публикации Следующая публикация »
Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!