ГИБДД требует доступ к базе наркоманов и алкоголиков

ГИБДД требует доступ к базе наркоманов и алкоголиков 17.03.2017 13:30

ГИБДД России и Общественная палата РФ жестко раскритиковали Минздрав России за то, что ведомство не предоставляет автоинспекции данные о стоящих на учете наркоманах, алкоголиках и эпилептиках. Последние в результате оказываются за рулем. Прокуратура и ГИБДД собственными силами выявляют водителей с медицинскими противопоказаниями: этой весной, как стало известно "Ъ", в Москве удостоверений лишатся очередные 1,2 тыс. граждан. Представители Госавтоинспекции в связи с этим говорят о необходимости дать право инспекторам направлять вызвавших подозрение водителей на обследование, а также законодательно ограничить перечень водительских медкомиссий, пишет Коммерсантъ.

Проблема контроля состояния здоровья водителей обсуждалась в Общественной палате (ОП) РФ. Напомним, еще в 2010 году Генпрокуратура выявила 50 тыс. водителей, стоявших на учете в наркологическом и психоневрологических диспансерах, но получивших тем не менее права (позже их аннулировали через суд). В 2014 году Минздрав ужесточил правила получения медицинских справок, обязав граждан предоставлять в водительские комиссии заключения из профильных диспансеров, а также электроэнцефалографию (ЭЭГ). После этого стоимость справки возросла до 3-5 тыс. руб. В 2016 году Минздрав упростил правила освидетельствования (приказ 344н): обследование ряда врачей исключили (невролог и ЭЭГ стали обязательными только для получения прав на вождение грузовиков), но заключения нарколога и психиатра из диспансеров остались обязательными.

Частично проблему мог бы решить обмен данными между Минздравом и МВД, стоит ли водитель на учете в том или ином диспансере, заявил заместитель начальника отдела регистрационно-экзаменационной деятельности ГИБДД России Сергей Фомочкин. Поручение наладить такой обмен президент дал еще в 2009 году. "Но база данных не создана, мы пока не нашли с Минздравом понимания, как это сделать",— пожаловался господин Фомочкин. В Минздраве, пояснил он, опасаются, что МВД получит доступ к личным данным граждан. "Но нам не нужен диагноз, мы готовы получать ответ в автоматическом режиме — имеются у человека противопоказания к вождению или нет",— отметил господин Фомочкин.

Больных наркоманией и алкоголиков ГИБДД и прокуратура выявляют пока своими силами. "Мы запросили в ГУ МВД по Москве списки лиц, совершивших в 2016 году уголовные преступления в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, стоящие при этом на учете,— рассказал "Ъ" начальник отдела по надзору за соблюдением законодательства в сфере обеспечения правопорядка прокуратуры Москвы Дмитрий Романов.— Получив перечень из десятков тысяч фамилий, мы выяснили, что 1260 человек имеют действующее водительское удостоверение". По словам господина Романова, в суды будут направлены иски о прекращении действия водительских удостоверений этих граждан, соответствующее поручение направлено прокурорам округов: в ближайшие один-два месяца алкоголики и наркоманы будут лишены правом управлять автомобилем. Такая работа проводится регулярно, в 2016 году прокуратура Москвы через суды лишила прав 450 человек, пояснил "Ъ" господин Романов.

Эксперты считают, что доступ ГИБДД к базе данных Минздрава не решит всех проблем. Ученый секретарь Центра социальной и судебной психиатрии Сербского Светлана Шпорт отметила, что граждане с проблемами по линии психического здоровья или наркологии зачастую наблюдаются в частных клиниках, те Минздраву информацию не передают. "Люди стараются скрыть свой диагноз, потому что знают: им не выдадут справку и они будут ущемлены в своих правах",— резюмировала она.

Анатолий Мисенко из УГИБДД Москвы напомнил, что в советские времена водительских комиссий в столицы было пять-шесть, а сейчас, по данным Союза автошкол Москвы,— около 100 (в области — 250). Их перечень, уверен он, нужно определить "на законодательном уровне", причем в нем должны остаться только госучреждения. Заместитель начальника УГИБДД по Московской области Сергей Севастьянов настаивает: необходимо наделить сотрудников ДПС полномочиями принудительно направлять водителей на обследования при "выявлении признаков" заболеваний, при которых нельзя управлять автомобилем. По его мнению, нужно ввести и обязанность дополнительной проверки водителей после ДТП, поскольку полученные травмы могут быть несовместимы с вождением.

По итогам заседания глава комиссии по безопасности ОП Антон Цветков заявил, что палата обратится к главе Минздрава Веронике Скворцовой: "Мы видим заинтересованность всех сторон в решении проблемы, а Минздрава — не видим".

В пресс-службе Минздрава на запрос "Ъ" не ответили. В октябре 2015 года на совещании в правительстве РФ претензии по поводу затягивания с базой данных предъявлял Минздраву представитель Генпрокуратуры Александр Русецкий (см. "Ъ" от 9 октября 2015 года), однако комментариев от ведомства тогда не последовало. Интересно, что два года назад на regulation.gov.ru был опубликован подготовленный в МВД законопроект о создании единой базы данных о здоровье водителей ("Ъ" сообщал о нем в сентябре 2015 года), в Минздраве тогда пообещали "изучить проект". Документ прошел общественное обсуждение, но за два года его статус на портале не менялся.

Иван Буранов

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up