Зачем нужен весовой контроль автотранспорта на дорогах?
Любой человек, много путешествовавший по России на автомобильном транспорте, наверняка замечал пункты весового контроля – стационарные, автоматические и передвижные. С точки зрения незнакомого с правилами эксплуатации дорог человека это лишняя трата времени и денег, однако такие пункты не просто работают, а еще и взимают штрафы. Зачем это делается – детальнее в этом материале.
У дорог тоже есть предел!
Новенький асфальт, только что уложенный дорожными службами, кажется очень прочным и надежным, но вы наверняка знаете, что дороги – одна из двух бед России, поскольку часто они выглядят совершенно ненадлежащим образом. Виновата в этом другая беда России – дураки, но не только и не столько те, которые якобы как-то не так кладут асфальт, сколько те, которые эксплуатируют его чрезмерно.
Начнем с того, что у любого материала или покрытия есть определенный предел прочности, и у асфальта он заметно ниже, чем у тех же железнодорожных путей. Опытным путем было установлено, какова максимально допустимая нагрузка на каждую ось грузового автомобиля, при превышении которой асфальту наносится непоправимый вред. Формула довольно сложна и учитывает разные типы конструкции транспорта, потому вдаваться в детали не будем, а остановимся лишь на том, что перебор по нагрузке на ось создаст проблему в виде колеи, которую часто можно наблюдать на второстепенных дорогах, давно не видавших ремонтников.
Ненадежность асфальта еще больше возрастает в летнюю пору, ведь даже дети знают, что на сильном солнцепеке асфальтированная площадка может приобретать некоторую эластичность. Детвора чувствует это своими маленькими ногами – а представьте, как реагирует асфальт, когда по нему проезжает многотонный грузовик! Именно поэтому нормативы по нагрузке обычно закладываются с учетом того, чтобы изначально учитывать знойную погоду, но тогда следует учитывать и то, что малейшее превышение норматива дорогу попросту убивает!
Весовой контроль, следовательно, выполняет ограничивающую функцию, заставляющую грузоперевозчиков отказаться от перегрузки своего транспорта. Если норматив превышен, можно не сомневаться в том, что именно этот автомобиль поспособствовал разрушению дорожного покрытия – следовательно, взимание штрафа с него является закономерным шагом, который помогает и наказать нарушителя, и найти деньги на ремонт дорожного покрытия.