Универсалы уходят в прошлое?

В последние годы покупатели теряют интерес к универсалам. Их вытесняют кроссоверы. Переживут ли универсалы новый виток эволюции автомобилей?

Кузов «универсал» стал популярным десятки лет назад как семейный автомобиль с большим багажником. Особой эстетикой он никогда не отличался, - рост его популярности ознаменовал переход от эмоционального выбора автомобиля к рациональному.

В последнее время ситуация изменилась, сегодня кроссоверы привлекают все больше автомобилистов. Они обладают плюсами универсалов, но имеют ярко выраженный характер и стиль. Водителям больше не приходится выбирать между функциональностью и красивым дизайном автомобиля.

В последние годы доля рынка универсалов снижается, хотя фактический ежегодный объем продаж не меняется с начала 2000-х и составляет 2,5 миллиона автомобилей в год. Все это время одним из самых популярных универсалов на российском рынке был Рено Логан, технические характеристики которого с лихвой оправдывали доступную для наших широт стоимость. В целом с 2002 по 2017 год глобальные продажи легковых автомобилей выросли на 72%, а доля универсалов снизилась с 5,5% до 3,1%.

Универсалы - редкость на улицах Китая или США, они напрочь отсутствуют на многих латиноамериканских рынках. Спрос на этот кузов поддерживает Европа, на которую приходится почти три четверти мировых продаж универсалов. Наиболее устойчивы их позиции в Скандинавии, где они составляют 23% от общего числа регистраций автомобилей, и Германии – крупнейшем европейском авторынке. Максимальное падение спроса среди европейских стран зафиксировано в Италии, где их доля за 18 лет упала с 14,6% до 7%.

продажи универсалов в Европе

За пределами Европы универсалы расходятся менее активно. В США их доля рынка никогда не превышала 1%. Хэтчбеки и универсалы не привлекают внимание американских потребителей. Ранее в США пользовались спросом седаны, в настоящее время это внедорожники и грузовики.

Универсалы еще менее популярны в Китае, здесь отдают предпочтение кроссоверам и компактным седанам. Тем не менее, в прошлом году их глобальные продажи показали максимальный рост за последние 11 лет (+5,7% к 2016 году) именно благодаря увеличению спроса в КНР. Несмотря на то, что их доля составила всего 0,9% от общего объема автопродаж в Китае в 2017 году, универсалы продемонстрировали рост на 329% до 232 400 автомобилей. В то же время в Европе объем продаж автомобилей в этом кузове снизился на 1,8%.

Что привело к такому всплеску спроса в Китае в прошлом году? На рынке появились новые модели, такие как Volkswagen C-Trek и Baojun 310 Wagon, наряду с внедрением версий универсалов Skoda Octavia и Mercedes C-Class. Вслед за запуском модели Volvo Cross Country и Allroad на Audi, Volkswagen добавил конструктивные особенности внедорожника в свой компактный универсал C-Trek, чтобы повысить его привлекательность. В этом году Buick добавил версию Station Wagon к популярной Excelle. Как видим, крупные игроки пытаются удержаться в этом сегменте, приближая универсалы к характеристикам кроссоверов. Достаточно ли такой адаптации для выживания сегмента универсалов, покажет время.