Учим ребенка считать: самые лучшие упражнения!
Умение считать, как главный навык для ребенка, важно сформировать еще до поступления в школу. В 4-летнем возрасте дети должны хорошо уметь считать в пределах первого десятка. А 5-6-летние малыши уже должны знать немного больше. В этом возрасте дети, как правило, легко считают до 20 и обратно. Но происходит это при условии, что ими занимаются родители.
Как помочь ребенку научиться считать?
Просто считать по порядку, пытаясь последовательно запомнить цифры, – это не интересно. Познавать математику в такой способ ребенку будет скучно. Поэтому взрослые должны проявить смекалку и помочь малышу полюбить математику. Чтобы достичь хороших результатов, нужно учить ребенка с помощью игр.
Познать ментальную арифметику в течение нескольких месяцев можно в школе устного счета Соробан. Первые результаты обучения данной методике будут заметны уже через неделю, а спустя год – ребенок будет мгновенно решать в уме примеры с трех- и четырехзначными числами!
Чтобы научить ребенка хорошо считать, можно использовать:
- карандаши;
- счетные палочки;
- линейку;
- настенные часы;
- печатные пособия.
Учим цифры первого и второго десятков
При самостоятельном обучении является важным следующий момент: для начала ребенок должен запомнить, как правильно пишется каждая цифра от 1 до 10 и от 10 до 20. Наверняка малыш уже освоил счет до 3 и знает, как выглядят первые три цифры. С полным первым и со вторым десятком знакомимся аналогично – раскладываем на столе одинаковые предметы (например, карандаши) и пишем на листе бумаги соответствующую цифру. Считаем вместе вслух и акцентируем внимание на новых цифрах – проговариваем их четко и по несколько раз.
По возможности вместо карандашей следует использовать счетные палочки. Их преимущество – наборы по цвету. Первые десять палочек – числа первого десятка – берем одного цвета, одинаковые. Числа второго десятка – следующие десять палочек – берем уже другого цвета, они тоже должны быть одинаковыми. Медленно отсчитываем первые десять палочек и одновременно называем соответствующие числа вслух. Затем переходим ко второму десятку – добавляем к первому десятку палочки другого цвета и так же считаем их вслух. Наглядная визуализация помогает ребенку не просто выучить, но и понять состав каждого десятка и как он образуется.
Также будет полезным, если ребенок, находясь на улице, будет называть все числа, которые он видит. Номер дома, номер подъезжающего автобуса, либо стоимость товара, которая указана на ценнике в магазине, – все эти числа малыши с удовольствием проговаривают для своих родителей. После того, как ребенок запомнит все цифры первого и второго десятков, можно переходить к счету.
Считаем с помощью линейки
Для счета будет удобней использовать длинную линейку 25-30см. Ребенок смотрит на линейку, а взрослый указывает на цифры на ней и называет их вслух. Важно объяснить малышу, что числа, которые расположены правее, всегда будут больше, чем те, которые находятся слева от них. Выучив последовательный счет, можно перейти к повторению чисел вразброс. Взрослый показывает на любую знакомую ребенку цифру, а тот в свою очередь называет, либо записывает ее. Таким же образом можно практиковать обратный счет от 20 до 1.
Приобщаем к делу часы
Для того чтобы разнообразить процесс обучения счету, можно использовать даже настенные часы. Ребенку предлагается понаблюдать за стрелками часов и определить последовательность их движения. Затем попробовать выяснить, сколько времени будет через один час и где в это время будет расположена каждая из стрелок. Далее – через два часа, и так дальше. Кроме того, важно выяснить, где находились стрелки ровно час или два часа назад. Это занятие также поможет малышу познакомиться с процессом определения времени.
Определяем четность и нечетность чисел
Ребенок должен различать четные и нечетные числа. Это – основы математики.
Разделять на «парное» и «непарное» количество можно конфеты, фломастеры, игрушки. Когда малыш поймет суть этой «игры», он сможет быстрее выполнять простые арифметические действия.
Соединяем количество предметов с цифрами
Для этого задания потребуется картинка с идентичными изображениями небольших рисунков и карандаш. Ребенок должен сосчитать одинаковые фигуры, похожих животных или предметы и обвести соответствующую цифру. Также можно решать примеры и выбирать правильные ответы.
Называем «соседей» числа
Закрепить счет можно, попросив ребенка назвать последующее и предыдущее число от той или иной цифры. Взрослый называет малышу любое число от 1 до 20, а он в свою очередь дает ответ: называет его соседние числа. Затем можно поменяться ролями – теперь ребенок сам придумывает какое-нибудь число, а взрослый – говорит, кто его «соседи».
Устный счет позволяет объединить представления ребенка о числах и его умение производить в уме математические операции. Регулярная тренировка в решении примеров и постепенный переход к более сложным действиям непременно дадут свои результаты, а значит, ребенок научится правильно считать в уме быстрее, чем некоторые взрослые.