Способы концевой заделки стальных канатов

В такелажных работах и строительстве часто используются стальные канаты/тросы. С их помощью создают гибкие связи и делают стропы. Для подвешивания к ним груза или крепления к чему-либо тросы должны иметь концевые петли. Для формирования петель на концах канатной ветви применяют дополнительные приспособления – зажимы, коуши и втулки.

Проволочный трос

При работе с проволочными тросами важно, чтобы сформированные петли выдерживали нагрузку, на которую рассчитана ветвь, а в местах заделки концов не было острых выступающих проволок. Существует три основных способа создания прочного огона на концах троса: заплетка, обжим металлической гильзой или с помощью винтового зажима.

Ручная заплетка является самым старым способом заделки каната в петлю. Его суть заключается в том, что распущенные пряди конца троса вплетаются между прядями нераспущенной ветви. Заплетенные концевые соединения используются при изготовлении строп петлевых (СКП) и универсальных (УСК). Строповая ветвь в местах заплетки изолируется вязальной проволокой (оклетневка) или пластиковой обмоткой. Наиболее прогрессивный способ защиты заплетки – заделка термоусадочной трубкой.

Сегодня сложный процесс заплетки чалок вытесняется более удобными современными видами концевых соединений. Наибольшее распространение получил способ опрессовки алюминиевой или стальной втулкой . Трос продевается через втулку, затем из него формируется петля, свободный конец которой выводится обратно через втулку и заготовка ложится между матрицами пресса. В результате опрессовки образуется прочное втулочное соединение, способное выдержать более высокую разрушающую нагрузку, чем основанное на ручном заплете. Кроме того, данный способ является менее трудоемким.

Заделка каната стальными зажимами является самым простым способом формирования петель, который выполняется при помощи ручного инструмента. Размер зажима выбирается в зависимости от толщины каната. Фиксация осуществляется путем равномерного закручивания гаек. Количество тросовых зажимов на одно соединение должно быть не менее 3-х, а расстояние между ними и от последнего зажима до свободного конца – не менее 6-ти диаметров троса.

Для повышения износостойкости канатных петель в них монтируются коуши различной формы (чаще каплевидной) с глубоким желобом, ширина которого соответствует диаметру троса. Прочный стальной коуш служит не только для усиления петель, он формирует плавный изгиб троса, предохраняя его тем самым от заломов и чрезмерного напряжения.