Система весогабаритного контроля (система весового и габаритного контроля, СВГК)

Кому будет интересна данная статья?

Статья будет интересна прежде всего представителям органов государственной власти, перед которыми в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» стоят задачи построения системы весогабаритного контроля в регионах РФ, сотрудникам Министерств транспорта и дорожного хозяйства, ответственным за сохранность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и просто интересующимся читателям.

Что собой представляет система весогабаритного контроля на самом деле?

Система весогабаритного контроля (система весового и габаритного контроля, СВГК) представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для контроля за передвижением крупногабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств (ТС) по автомобильным дорогам федерального, регионального, межмуниципального или муниципального значения.

Авторы статьи часто встречаются с мнением тех, на кого возложены обязанности по построению систем ВГК, что построение системы весогабаритного контроля сводится к приведению участка автодороги к нормативным показаниям (в соответствие Приказу Министерства транспорта РФ № 119 от 2018 года), строительству на этом участке дороги автоматизированного поста весогабаритного контроля (АПВГК), подключение этого АПВГК к источнику электропитания и интернету для передачи с АПВГК данных о зафиксированных событиях о превышении транспортными средствами предельно допустимых значений по габаритам, общей массе или осевым нагрузкам.

Это правда, но не вся, а только ее часть. Конечно, все перечисленное выше необходимо, и без этого весогабаритный контроль невозможен. Более того, для построения полноценной системы ВГК в регионе, недостаточно одного или двух АПВГК. Даже в регионе среднего размера таких постов потребуется установить не менее десяти, а в крупных регионах с развитой улично-дорожной сетью необходимое количество АПВГК может достигать тридцати и даже пятидесяти.

АПВГК каких производителей есть на российском рынке?

Уместным будет упомянуть представленных на российском рынке производителей АПВГК, все они делятся на 2 условные группы:

  • АПВГК реализованные на пьезо-электрических датчиках производства Кистлера (Бетамонт, Камеа, Архимед, Авакс и др.)
  • АПВГК реализованные на тензо-метрических датчиках (Тензо-М). Последний из перечисленных АПВГК является полностью российского производства.

Возвращаемся к вопросу, а что еще необходимо для построения полноценной системы весогабаритного контроля?

Ниже приведена схема, наглядно демонстрирующая все основные подсистемы такой СВГК. Сразу оговоримся, данная информация найдена в интернете. Найденный сайт очень подробно, и что важно, на доступном языке содержит описание состава системы весогабаритного контроля, предназначение каждой из её подсистем, нормативно-правовую подоснову процессов, технические требования оборудования для внедрения программного комплекса, и даже шаги по внедрению системы весогабаритного контроля в регионе.

На схеме мы видим, что кроме вышеупомянутых АПВГК в системе необходимы:

  • подсистема сбора данных с комплексов весогабаритного контроля
  • подсистема выдачи и учета специальных разрешений
  • подсистема выявления превышений допустимых параметров проезда
  • подсистема обработки правонарушений

Как разобраться, какие программные компоненты куда устанавливать и как они между собой связаны?

Если обратиться к опыту регионов, в которых системы весогабаритного контроля уже используются и уполномоченные органы государственной власти уже приобрели необходимый опыт, то уверенно можно сказать, что в каждом регионе при строительстве СВГК есть свои особенности, нюансы и тонкости.

С одним компонентом СВГК мы уже разобрались — это АПВГК, которые устанавливаются собственниками автомобильной дороги на участке автодороге, который необходимо контролировать.

Подсистема обработки правонарушений всегда устанавливается в центрах фото-видеофиксации административных правонарушений в УГИБДД (ЦАФАПОДД ГИБДД) региона. То есть вынесение постановлений, предусмотренных статьёй 12.21.1 КоАП РФ (Нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства) возложено на сотрудников ГИБДД.

Подсистема выдачи и учета специальных разрешений позволяет автоматизировать государственную услугу по выдаче специальных разрешений на передвижение крупногабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств по региональным и межмуниципальным автомобильным дорогам и устанавливается в органе, уполномоченном оказывать эту государственную услугу. Это могут быть Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Дирекция автомобильных дорог, Департамент дорожного хозяйства и транспорта, и т. д., в каждом регионе это свой уполномоченный орган. В процессе оказания государственной услуги также формируется база выданных специальных разрешений на региональном уровне. Более подробную информацию можно посмотреть здесь.

Подсистема сбора данных с комплексов весогабаритного контроля и подсистема выявления превышений допустимых параметров проезда обычно устанавливаются в одном месте, это орган государственной власти, часто балансодержатель АПВГК или ведомство, ответственное в том числе за систему фото-видеофиксации нарушений ПДД. Задача подсистемы сбора данных с комплексов весогабаритного контроля — сбор данных о нарушениях, зафиксированных АПВГК и загрузка этих данных в подсистему выявления превышений допустимых параметров проезда. Задача подсистемы выявления превышений допустимых параметров проезда — предварительная обработка поступивших материалов силами оператора, проверка в автоматическом режиме наличие выданного специального разрешения на региональном и федеральном уровнях (последнее делается посредством СМЭВ — систему межведомственного электронного взаимодействия) и подсчет количества проездов ТС по полученному специальному разрешению. Подробнее как это работает смотрите здесь.

Как разобраться, что из перечисленного выше уже есть в регионе? И чем еще потребуется дооснастить имеющуюся систему весогабаритного контроля? Или все нужно начинать с нуля? Ответы на эти и другие возникшие вопросы Вы можете получить, обратившись к разработчику описанной выше информационной системе (программный комплекс «Авангард»), заказав обратный звонок на сайте или Вы можете написать Ваш вопрос, указав свои контактные данные.