Порядок сертификации автосервиса
В законодательстве РФ и ЕАЭС не содержится требования об обязательной сертификации работы автосервиса. Однако предприниматели часто проходят эту процедуру в добровольном порядке, чтобы заслужить доверие потенциальных клиентов, заключить договоры с дилерскими центрами и страховыми компаниями, привлечь новых инвесторов и решить другие задачи бизнеса.
В каких системах проводится сертификация СТО?
Предприниматель по своему усмотрению выбирает систему, в которой будет проводиться оценка СТО. Он вправе подтвердить соответствие автосервиса в системах добровольной сертификации (СДС), зарегистрированных Росстандартом. Сертификат предоставляется на срок 1 или 3 года, действует только на территории РФ. Важно отметить, что при оформлении документа на максимальный срок предусмотрен ежегодный инспекционный контроль. В случае отказа от прохождения ИК сертификат аннулируется в одностороннем порядке.
В ходе процедуры может быть подтверждено качество одной или нескольких услуг СТО, например:
- техобслуживание автомобилей разного типа;
- проведение регламентных работ;
- регулировка аппаратуры;
- ремонт двигателей, сцеплений;
- мойка;
- полировка и т.д.
Перечень услуг, подлежащих оценке, определяется самим предпринимателем.
Автосервис вправе пройти сертификацию в рамках стандартов ИСО. Добровольный документ выдается на срок в 3 года.
Заявитель по своему усмотрению решает, в рамках каких стандартов будет проводиться оценка. Например, проверка по ISO 9001 подтверждает, что система управления СТО обеспечивает оказание услуг стабильно высокого качества, по ISO 14001 – что предприятие заботится об экологии, ISO 18001 – что фирма выполняет требования об охране труда.
В каком порядке проводятся сертификационные процедуры?
В целях прохождения добровольной оценки владелец автосервиса обращается с заявкой в соответствующую организацию. Представители органа по сертификации проводят с клиентом консультации, в ходе которых определяется порядок и условия дальнейшей работы.
Следующий шаг – сбор и предоставление документации для оценки, в том числе:
- копии регистрационных свидетельств СТО;
- описания деятельности (в свободной форме);
- лицензий;
- нормативно-технической документации;
- подтверждений квалификации мастеров;
- документов на помещение, на применяемое оборудование и т.д.
Третий этап – организация оценки работы СТО. Она включает проверку процесса оказания услуг, квалификации исполнителей, наличия необходимого оборудования, инвентаря, расходных материалов и т.д. Если проводится сертификация ИСО, то проверяется функционирование системы менеджмента компании.
Заключительный шаг – формулирование выводов о степени соответствия СТО выбранному стандарту. Если решение положительное, то проводится оформление, регистрация и предоставление предпринимателю добровольного сертификата.