Отключение цилинров двигятеля

Отключение цилиндров мотора - это звучит очень заманчиво. Пусть имеется двигатель с большим количеством цилиндров под капотом, но повышенное потребление топлива необходимо только в том случае, когда требуется больше мощности. В ином случае цилиндры просто отключаются. Теоретически таким образом можно значительно экономить топливо.

К сожалению, реализация данной функции является более сложной, чем её описание. В истории двигателей внутреннего сгорания было достаточно много моторов с более чем одним коленвалом. При такой конструкции можно было механически полностью отключать одну часть коленвала. Однако подобные двигатели были очень сложны в исполнении и довольно тяжелы. В сегодняшних моторах отключенные цилиндры должны продолжать двигаться вместе с коленвалом. С выключенным впрыском (и соответственно зажиганием) они функционируют как воздушный насос.

В настоящий момент скорее моторы от шести цилиндров могут использовать функцию отключения. Например в V-двигателях одна половина цилиндров может быть полностью выключена. С другой стороны это может привести к повышенному частичному охлаждению двигателя. Сжатия и последующего расширения воздуха с большой долей вероятности не хватит для поддержания температуры двигателя. Что же произойдет, если после подобного охлаждения двигатель должен выдать полную мощность? Температурные деформации, вызванные частым нагревом и частым охлаждением могут существенно снизить ресурс двигателя. А ремонт двигателя непрост и сопоставим по сложности с ремонтом АКПП. Для избегания подобной проблемы существует насколько способов. Во-первых управление работающими цилиндрами может постоянно меняться, или же выхлопные газы могут препятствовать этому охлаждению. Существуют также системы, которые за счёт переменного управления клапанами быстро реагируют на возникающую ситуацию и при этом горячие отработанные газы максимально долго могут оставаться в цилиндрах.

Важным условием при этом является то, что водитель не должен замечать смену режима работы двигателя при движении как с ручной, так и с автоматической коробкой передач. В четырехцилиндровом двигателе это не так просто реализовать. Для некоторых двигателей необходимо использование выравнивающих валов при отключении двух цилиндров из четырёх. Также существует опасность, что затраты не могут компенсировать положительных эффект. Особенно тяжела эта проблема для маркетинга. Если взять, к примеру, дизельный двигатель с малым числом цилиндров и высоким крутящим моментом. Его основной недостаток - шумность работы. Основной путь снижения шума – увеличение количества цилиндров. Однако при отключении цилиндров этот недостаток проявляется вновь.