Для чего нужна система GPS мониторинга транспорта на предприятии?

На наши вопросы отвечает Клим Валерьевич Пчелкин, специалист одной из петербургских компаний, занимающихся производством и установкой систем GPS мониторинга.

Что представляет собой система GPS мониторинга транспорта и в чем выгода ее использования?

Спутниковый мониторинг транспорта позволяют полностью автоматизировать контроль транспорта на любом предприятии. Информация о местонахождении, маршруте, скорости движения автомобиля мгновенно поступает в диспетчерский центр, позволяя предотвратить нецелевое использование транспортных средств и повысить скорость выполнения заказов. Помимо этого, система GPS мониторинга позволяет контролировать моточасы сданной в аренду тяжелой техники. Существенно улучшается качество услуг и объем осуществляемых работ, что соответственно ведет к повышению прибыли на предприятии.

Очень важной функцией системы является возможность контроля расхода топлива. Только благодаря этой функции, можно сэкономить до 70% расходов на автопарк. И это не преувеличенные, реальные данные.

Объясните подробнее, как фактически можно с помощью GPS трекера контролировать расход топлива на каждой машине?

Обычно наши клиенты осуществляют расчет топлива с помощью установленных на машинах GPS трекеров двумя способами. Первый – это подключение датчиков на машинах, после чего программа показывает фактический расход топлива в литрах, а также объем и место заправок, и возможные сливы – хищение топлива. Да, да, хищение топлива сегодня – стандартное явление, возможность для многих нерадивых водителей иметь дополнительный заработок. Я сам не особо вникал в методы таких водителей, и считал, что это скорее свидетельство излишней подозрительности руководителей, пока недавно не увидел в Интернете видеоролик, наглядно показывающий, как происходит перепродажа слитого топлива. Водитель на трассе по рации предлагает определенное количество топлива, просто настроив "торговую" частоту на рации…

Я слышал, что можно использовать различные датчики для подключения к GSP трекерам?

Да, в самом экономичном варианте – это обычные штатные датчики топлива, стоящие в баке каждого автомобиля для контроля уровня топлива на специальном индикаторе на приборной доске. Эти датчики отлично работают на подавляющем большинстве автомобилей иностранного производства и показывают неплохие результаты по точности при подключении к системе мониторинга. Однако на машинах отечественного производства такие датчики достаточно простой конструкции и не всегда дают желаемый результат. Дело в том, что такой датчик может плохо реагировать на всплески топлива на поворотах, колдобинах и подъемах-спусках. В этом случае его данные приходится сильно загрублять, иначе у вас все время будут небольшие "заправки" или "сливы".

А что делать в таком случае?

Во-первых, можно поставить профессиональную "замену" такому датчику – выглядит она либо в виде "штыря" – это датчик объема, либо в виде накладки под бак – это ультразвуковой датчик. Другой вариант – установка проточного датчика в топливную магистраль, подводящую топливо к ТНВД. В первом случае функционал остается тем же самым – видно изменение уровня топлива в баке, расход, заправки, сливы. Во втором – пользователь увидит только израсходованное количество топлива в литрах. Но у проточных датчиков все же максимальная точность данных, отклонение не превышает 1 %. Насчет датчиков в бак такого все же никогда сказать невозможно, погрешность все равно присутствует не менее 7 %, по нашему опыту. Хотя многие продавцы такого оборудования со мной могут не согласиться.

Недостаток проточных датчиков – это необходимость вмешательства в систему подачи топлива, т.к. для соблюдения точности работы датчиков зачастую необходимо переделывать ее, а это совсем не всегда возможно.

Это так сложно, как же обойтись "малой" кровью, и не переделывать ничего?

В этом случае многие наши клиенты продолжают осуществлять контроль расхода топлива по нормативам, как и до установки системы.

А в чем тогда смысл установки системы?

До установки GPS трекеров на машины наши клиенты вели расчеты на основе данных, поступающих из маршрутных листов. По "странному" стечению обстоятельств, на автомобилях после 2-3 месяцев эксплуатации перестают работать одометры, счетчики пробега, или начинают показывать неверные данные при проверке. Соответственно, руководителю приходится полагаться на "примерные" данные, предоставляемые механиком, или устными показаниями водителя. Так вот, на практике, многие руководители просто шокированы: завышение пробега зачастую составляет не предполагаемые 10-15%, пробег завышается и в 2, и в 3 раза. Достаточно представить, что бюджет предприятия на топливо, например, составляет в месяц 60 тыс. руб. Если пробег завышен в 2,5 раза, то экономия может составить 36 тыс. руб. ежемесячно. Это стоимость установки трех GPS трекеров на машины, т.е. оборудование всего парка может "окупиться" всего за несколько месяцев, а дальше – "чистая прибыль"!

Дело в том, что спутниковая система мониторинга берет данные о пробеге со спутника, а не со штатного одометра, и эти данные отображают совершенно точную картину происходящего, не подверженную "человеческому фактору". Единственное, что может сделать в этом случае водитель – это вывести оборудование из строя. Но в этом случае просто необходимо вызвать обслуживающий систему персонал, и, если факт подтвердится, обязательно принять соответствующие административные меры.

А насколько законно принимать меры в этом случае?

Так как при отключении оборудования зачастую происходит его повреждение, достаточно обеспечить материальную ответственность лица, эксплуатирующего автомобиль, за установленное оборудование. В случае, если выявляются факты предоставления завышенных данных о пробеге, и соответственно, расходе топлива, это по сути является хищением, но в этом случае доказать что-либо официально достаточно сложно. Несмотря на то, что наша система обладает метрологическими сертификатами о точности предоставляемых данных, пока, к сожалению, ни одна инстанция не рассматривает данные спутниковых систем, как доказательство. Но главное, что для себя руководитель может сделать определенные выводы. Во многих компаниях, изменивших отношение к расходам на предприятии таким образом, сменилось до 50% водителей… Водителю, привыкшему к хищениям топлива, просто становится неинтересно работать. Помните знаменитую фразу: "Чтобы ты жил на зарплату!". Проблем с нехваткой кадров водителей, вобщем-то, нет, и разве можно закрывать глаза на очевидно завышенные расходы собственного предприятия?

Раньше, по-моему, так многие и делали, рассматривая это как неизбежное зло?

Да, но кризис внес свои поправки в поведение наших бизнесменов. По нашему опыту именно в кризис интерес руководителей транспортных участков и предприятий к системам мониторинга существенно вырос. Стал изменяться сам принцип отношения к нелегальным доходам работников предприятия, и это правильно, ведь гораздо лучше, когда работникам платят соответствующую заработную плату, чем когда все осознают, что часть их зарплаты составляют нелегальные доходы, и все закрывают на это глаза. Руководитель всегда знает, что требовать от работника, и что тот за это реально получает.