Неисправности АКБ: причины поломки и списания

Внешне простая конструкция автомобильного аккумулятора не должна вводить в заблуждение. Это достаточно сложное устройство, поэтому оно подвержено возникновению различных неисправностей, особенно при нарушении правил эксплуатации и хранения. Некоторые из таких поломок способны вывести АКБ из строя навсегда и даже привести к возгоранию или взрыву.

Повышенный саморазряд

Само наличие саморазряда неисправностью не является – даже абсолютно новая АКБ без повреждений теряет 0,3-0,5% заряда в день без подключения к нагрузке. Проблема заключается именно в ускорении этого процесса, когда заряд батареи ежедневно снижается на 1-15%. Непосредственная причина этого явления в расслаивании электролита на серную кислоту и воду, имеющие разную плотность. Из-за этого возникают паразитные токи, которые снижают заряд. Способствует такому явлению несколько факторов:

  • разрушение электродных пластин и/или сепараторов, загрязняющее электролит их частицами;
  • заливка в аккумулятор обычной водопроводной воды с примесями вместо дистиллированной;
  • заправка АКБ загрязненной примесями серной кислоты;
  • попадание в ячейки АКБ металлических или иных инородных предметов, в том числе обычной пыли и мусора.

«Лечится» это заменой электролита (в обслуживаемых батареях) или всего аккумулятора (в необслуживаемых моделях).

Сульфатация пластин

В свинцово-кислотных аккумуляторах электродные пластины состоят из металлического свинца и диоксида свинца. В ходе эксплуатации АКБ между ними и серной кислотой происходят химические реакции, из-за чего электроды меняют свой химический состав – в них накапливается сульфат свинца. Это вещество не растворимо в воде, оно сокращает активную площадь пластин, что снижает в конечном итоге емкость батареи. Сопровождается сульфатация увеличением напряжения на контактах в начале зарядки, сокращением плотности электролита в ее конце и ускоренным разрядом АКБ. Возможные причины:

  1. недостаток электролитического раствора в батарее;
    длительное неиспользование аккумулятора, спровоцировавшее глубокий разряд;
  2. неполная зарядка АКБ в коротких поездках (на 1-2 часа);
    слишком высокое содержание серной кислоты в электролитическом растворе.

Избежать этой поломки можно только на ранней стадии сульфатации путем зарядки и разрядки батареи током в 5 и 10% от номинальной емкости. Если после этого АКБ держится в течение 5-7 часов, он считается восстановленным. На поздних стадиях процесс необратим, поможет только замена батареи.

Короткое замыкание

Замыкание между электродами аккумулятора сопровождается сильным нагревом одной или нескольких ячеек, выделением водяного пара, падением емкости и напряжения. Возникает это явление по целому ряду причин:

  1. деформация и разрушение электродных пластин;
  2. разрушение сепаратора – диаэлектрика, разделяющего анодные и катодные электроды;
  3. чрезмерная перезарядка батареи;
    механическое воздействие на электродные пластины – например, вибрация или сильный удар.

После короткого замыкания аккумуляторная батарея считается неисправной и подлежит замене.

Окисление клемм

Это явление возникает при воздействии серной кислоты электролита или ее паров на электродные контакты. Их поверхность покрывается белым налетом, что увеличивает сопротивление. Из-за этого подключенная к АКБ электроника может выйти из строя. Чтобы предотвратить такие последствия, сами контакты нужно зачистить, а электролит проверить на плотность и долить дистиллированной воды для снижения концентрации кислоты.

Переполюсовка

Любая аккумуляторная батарея имеет полярность, которую нужно соблюдать при подключении к электрической сети автомобиля или зарядному устройству. Переполюсовка возникает, если отрицательно заряженная клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Этот процесс сопровождается снижением емкости и напряжения, а также выделением водорода и кислорода, которые при малейшей искре могут вспыхнуть и устроить пожар. После переполюсовки аккумулятор отремонтировать нельзя, он подлежит замене.

Повреждение (разгерметизация) корпуса

Такая поломка возникает из-за вибраций, возникающих во время езды по пересеченной местности с плохо закрепленной АКБ, а также при столкновениях автомобиля с препятствиями. Из поврежденного корпуса вытекает электролит, состоящий из концентрированной серной кислоты. Он сам и его пары могут повредить детали автомобиля, нанести химические ожоги водителю и пассажирам. Небольшие трещины можно заделать с помощью расплавленной полимерной пленки. Аккумулятор с сильно поврежденным корпусом подлежит списанию и утилизации.

Большинство указанных поломок можно избежать, если строго соблюдать правила эксплуатации и техники безопасности. При возникновении неисправности лучше доверить ремонт квалифицированному специалисту или заменить батарею на новую. За исправными аккумуляторами рекомендуем обратиться к интернет-магазину АКБ "Варяг", здесь вы можете сдать автомобильный аккумулятор, особенно эта статья актуальна любителям автогонок и внедорожного автоспорта.