Как управлять авто на бездорожье
Никому не хочется попадать на бездорожье, ведь это грозит большими последствиями. Прежде всего для авто. Но также может пострадать и психика того, кто за рулем, впрочем, ситуации разные бывают.
Но для начала определимся, что мы считаем бездорожьем. Оно может быть представлено:
- Ямы и дефекты асфальта;
- Лужи;
- Грунтовая дорога.
На этом стоит остановиться, ведь именно эти три варианта встречаются наиболее часто. Сними нужно быть предельно осторожными, конечно если у вас не какой-нибудь внедорожник типа 100 ленд крузер. Теперь попробуем разобрать, как преодолевать подобные препятствия на своем пути.
Ямы и выбоины
Такими дефектами дорожного полотна никого не удивишь, каждый автомобилист с ними встречался. Но все равно правильно ездить по ямам умеют далеко не все. После неправильного преодоления ямы, можно повредить ходовую, или попасть в ДТП. Поэтому к ямам нужно относиться со всей серьезностью. Яму можно преодолеть тремя способами:
- Объехать (если возможно);
- Проскочить;
- Переползти.
Проскакивание
Этот метод основан на законах физики. Во время торможения большая часть веса автомобиля сосредотачивается в передней его части. В результате чего машина «клюет носом». Таким образом, при нажатии на тормоза перед ямой автомобиль получит двойной урон – на въезде и на выезде. На последнем как раз таки и получаются проколы шины и погнутые диски. Исходя из этого, можно сделать вывод что, попадая на участок с ямами нельзя жать на тормоз. Сбрасывать скорость нужно при помощи коробки передач. Более того, при въезде в яму нужно напротив прибавить газу. Благодаря этому нагрузка сместится в заднюю часть авто. То есть автомобиль просто пролетит над преградой. Но как только перед автомобиля миновал яму, нужно сразу жать на педаль тормоза, чтоб теперь нагрузка ушла вперед.
Переползание
Первый метод больше подходит опытным водителям, теперь же поговорим про новичков. Перед выбоиной нужно сбросить скорость, не прибегая к педали тормоза. Если сделать это не удалось, то яму проезжают с той же скоростью, как и была. Это сохранит в целости ходовую часть.
Для преодоления ям нужно ехать на первой или второй передаче. Выбор зависит от дороги и опыта водителя.
Лужи
Мелкая лужа — это не беда, чего нельзя сказать про большую. После дождя дороги могут превратиться в реки, а это уже повод задуматься никуда не ехать. Но если поездку отложить нельзя, то нужно ехать правильно.
Для легковушки не страшна вода высотой до 20 см. Кроссовер справится и с тридцатисантиметровыми лужами. Для внедорожника не станет преградой и вода более полуметра.
В чем заключается опасность луж:
- Скрыты все дефекты дороги. Под водой может скрываться глубокая яма;
- Попадание воды под капот. Может существенно сократить срок службы трансмиссии или заглушить двигатель.
Если в воде машина находится долго, то это еще больше усугубляет положение. Поэтому прежде чем проехать по луже, нужно оценить обстановку. В случае, когда клиренс не позволяет проехать препятствие, то лучше ехать в объезд. Если же нужно проехать через лужу здесь и сейчас, то нужно помнить:
- Двигаться не быстрее 10 км/ч. Это не создаст волны и не принесет проблем при попадании в яму;
- Обороты должны быть 2500. Если они будут меньшими, то возможно попадания в выхлопную трубу.
Грунтовка
Грунтовая дорога после дождя превращается в настоящее болото. Лучше вообще не ехать по такому бездорожью. Но когда время не ждет, нужно включаться в работу по полной. Нужно все осмотреть и обдумать. Есть два возможных варианта:
- Впереди маленький участок грязи (не более 10 м). В таком случае нужно разогнаться до 60 км/ч на второй скорости и проехать участок за раз. Нельзя сбавлять скорость, иначе можно застрять;
- Конца грязи не видно. Здесь нужно действовать аккуратнее. Для начала нужно пройтись по траектории движения и протыкать палкой грязь, чтоб понять, на сколько велика ее глубина. Когда высота найдена нужно сопоставить ее с клиренсом. Если он выше, то можно отправляться преодолевать препятствие. Также нужно обратить внимание на тип почвы. Так песчаный грунт дает надежду на выезд в случае застревания. А вот глина и чернозем таят серьезную опасность, засасывая автомобиль все глубже. Причин, чтоб машина застряла две. Одна из них – пробуксовка ведущих колес. Это решается довольно просто. А вот когда машина «легла на брюхо» то дела плохи. Но не безнадежны, если имеются цепи для колес. Благодаря им можно проехать всегда и в снег, и в грязь и даже в гололед.