Как не "рвануть" шиной на трассе
Взрыв шины на трассе — «экстремальное зрелище»! Это сказывается на управляемости авто, тем более, если скорость передвижения высокая (поврежденное колесо влияет на ход курсовой устойчивости автомобиля на трассе). Только крепкая психика водителя поможет избежать ДТП, устранить занос и добраться в пункт с современным оборудованием для шиномонтажа.
От чего зависит «взрыв» шин?
Такой простой элемент - шины в «конструкторе» автомобиля требует к себе очень внимательного подхода. Недобросовестные мастера подменяют лицензионный герметик на сырую резину, замоченную в растворителе. В результате закраина склеивается с диском, и при демонтаже она легко повреждается. Существует еще ряд факторов, вызывающих «взрыв», которые нельзя игнорировать водителю.
- Легко взрывается «недокачанная» резина от перегрева. Это грозит изнашиванием центральных и боковых зон протекторов. Амортизация «баллона» не уравновешена. Значит, существует риск не только шины и диска, но и деталей подвески;
- в «перекачанном» варианте шина может лопнуть от наезда на камушек или от попадания в выбоину;
Важно! В случае ненормированной накачки колес сильно изнашиваются боковая и центральная часть протектора.
- протектор отлетает слоями (при среднесуточной температуре + 10 - 12°С), если автолюбитель не «переобулся» в сезонные шины. Имеется в виду, когда автомобилист использует один и тот же комплект дисков «зима лето»;
- езда на «липучках» и шипах в летний период;
- произошла перегрузка «накачки», определенная индексом колес от производителя.
Технически важна балансировка колес, мастера отмечают, что протекторы изнашиваются специфично, пятнами. При этом страдает, в первую очередь, детали ходовой части.
Внезапный наезд на бордюр или иные препятствия с острыми углами, деформируют корд покрышки.
Конструкция диска может быть нарушена, вследствие чего произойдет разгерметизация конструкции диска колеса.
Уязвимое место строения колеса, - корд покрышки. В результате возникает, так называемая «грыжа». Она появляется из – за внутренних неполадок слоев самой шины. Нити каркаса боковины, вследствие удара, легко повреждаются. Это приводит к дисбалансу колеса, вызывающее биение, а потом разрыв. К образованию «грыжи» может привести брак при изготовлении, частые наезды на бордюры, дорожные выбоины или ДТП.
Важно! Изношенные протекторы, многочисленные трещины на покрышке, не защищают колесо от пробоя и взрыва, тем более при движении на высокой скорости.
Обоснованный фактор, - движение на высокой скорости. Динамика, превышающая индекс ускорения, предусмотренные стандартами выпуска. Колеса не выдерживают нагрузки.
Важно! Скальная порода, обладающая острыми объектами и в туристических маршрутах буквально «рвет» протекторы даже на шинах сегмента АТ!
Клиенты шиномонтажных мастерских жалуются, на то, что «травит воздух». После диагностики выясняется, что проблема утечки воздуха происходит из – за повреждения внешних повреждений шин. Единственное решение,- поставить камеры, так как в разрезы может попадать жидкость. Но и это не окончательное решение вопроса.
Камеры
В случае «взрыва» целесообразно поставить камеру, чтобы доехать до сервиса или «добить» колесо до сезонной смены.
Но существуют определенные минусы при установке камеры:
- Возникает воздушная линза между камерой и герметизирующим слоем покрышки. Несмотря на качественную балансировку в сервисе, во время езды, при нагрузке воздушный пузырь меняет свое положение, колесо начинает «бить», что провоцирует износ.
- От нагрева при трении камеры о шину, в ней меняется давление. Это приводит к износу протектора.
- Трение резины между собой может вызвать возгорание. Воздушная среда провоцирует подобный эффект.
Водителю необходимо периодически проводить диагностику в шиномонтажной мастерской, чтобы своевременно купировать «огрехи» и поменять резину. Трещины на покрышке говорят о том, что в любой момент колесо «взорвет» при движении.
Новая «резина» может оказаться некондиционной. Долгое лежание на складе, тем более, если она хранилась в нижних рядах (посадочный диаметр 16 дюймов достаточно тяжелый), способна деформироваться. Эту проблему можно исправить, если подать от 3 до 5 атмосфер на очень короткий временной промежуток. Практика показывает, что результат не всегда оправдан. Опытные шиномонтажники советуют при покупке шин выбирать экземпляры, с отсутствием кривизны по бортовому кольцу.
Причина плохого качества может крыться в транспортировке. Новые шины недобросовестные перевозчики складывают «елочкой».
Подвеска
Одной из главных причин неполадок с колесами может служить недопустимые параметры углов установки колес. При диагностике наблюдается прямая взаимосвязь между исправностью подвески и износом шин. В сервисе могут выявить отрицательный и положительный «Развал – схождение», указывающие на неисправность некоторых деталей подвески.
По мнению специалистов, сложно для всех определить периодичность регулировки углов «развала – схождения». На это, при эксплуатации, влияют ряд факторов:
- Качество дорожного покрытия. Зачастую владельцы загородных домов добираются по отрезкам пути, покрытых гравийкой. Ежедневная езда по такой дороге вынуждает водителей, живущих в пригороде, чаще обращаться в шиномонтаж, чем городскому жителю.
- «Уходят углы» при форс – мажорных обстоятельствах (попадание в яму или выбоину).
Важно! Если при смене межсезонных колес с дисками разных вылетов, отличных от заводских, регулярный визит к специалистам убережет от «взрыва» на дороге.
Нельзя не упомянуть о стиле вождения. Как правило, «лихачи» чаще оказываются клиентами шиномонтажной мастерской.
В редких случаях на состояние шин оказывает кастор (угол продольного наклона оси поворотного колеса автомобиля).
«Лифтинг» джипов, с разворачиванием переднего моста наружу, приводит кастор к отрицательному значению. При этом колеса опускаются «вниз», что негативно сказывается на состоянии протекторов.
С появлением касторов – китов, способствующих восстановить геометрию колес относительно кузова после «лифтовки» в заводское состояние, позволяет продлить срок эксплуатации шин.
Важно! Низкая посадка авто с «задиранием» задней части корпуса автомобиля, что считалось особенным шиком на «восьмерках» и «девятках» в 90 е гг., мастера считают нелепостью. Это происходит из-за того, что изменяется плечо обкатки колеса и сайлент-блоки деформируются и нагружаются по-другому, причем у «переднеприводных» и «заднеприводных» по-разному.
Это объясняется изменением плеча обкатки колеса и деформации сайлент – блоков, вследствие перенагрузки. Поэтому опытные специалисты советуют периодически проводить диагностику соотношения углов.
Автомобилисты, во избежание «взрыва» колеса в пути, тем более, если приобретена машина б /у, обращайтесь в оснащенные современным оборудованием шиномонтажные мастерские. Они должны быть оборудованы автоматическим или полуавтоматическим шиномонтажным станком, станком для балансировки (предпочтительнее автоматический механизм, т. к. имеет вторую электронную линейку, которую подводят к внешней стороне колеса и краю диска, автоматически измеряя его ширину, на полуавтоматах эта процедура проводится вручную, с помощью кронциркуля), компрессорами, домкратами и рядом необходимых «мелочей»: Шланг с фитингами FUBAG 170302 (1300), пневмогайковерт ударный Nordberg 1/2″, 850 нм 5600, набор ударных глубоких шестигранных головок, продувочный пистолет и пистолет для подкачки шин, пневбормашинка и иные расходные материалы.