Импорт мотоциклов в Россию: анализ, мнения, перспективы

Российский рынок мотоциклов зависит от импорта. Основными поставщиками этой техники являются японские, китайские, британские, шведские и американские компании. Россия как производитель мотоциклов в последние 20 лет сильно сдала, и рынок был быстро занят машинами иностранного производства.

Каждый представленный на отечественном рынке бренд отличается престижностью, качеством сборки, ценовой политикой. Так, мотоцикл американского или японского производства может стоить как 10 китайских. Присутствуют на российском рынке и элитные модели, стоимость которых сравнима с ценой суперкаров.

Мотоцикл как товар: описание

Поставки мотоциклов – выгодная коммерческая деятельность, приносящая хорошую прибыль. Мотоцикл – удобный и неприхотливый вид транспорта, очень практичный.

Однако, следует учитывать, что таможня предъявляет специфические требования к оформлению мототранспорта, методам его перевозки и продажи. Согласно ТН ВЭД РФ, мотоциклы отнесены к субпозиции 8711, тогда как для легкового транспорта предусмотрены субпозиции 8702 и 8703.

Импорт мотоциклов: факты, мнения, ситуация на рынке

Стратег группы «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов отмечает, что ситуация на российском рынке мототехники чрезвычайно сложная: люди откладывают покупку до лучших времен. Основной проблемой стала девальвация и последующая волатильность рубля: импорт резко подорожал, что отразилось на спросе. При падении рубля в 2015-ом году цена на мотоциклы подскочила на 25%, поставки от производителей стали вдвое дороже для дилеров.

Свыше чем в 2 раза сократились продажи мотоциклов китайского бренда IRBIS, собираемых в России. Здесь падение связано и с отсутствием мер государственной поддержки – производителям мототехники, в отличие от производителей легковых авто, власти помощи не оказывают. Резко упали продажи мотоциклов Kawasaki, Racer, Yamaha, Honda. Общее падение отечественного рынка новых мотоциклов, по оценке «Автостата», достигло 50%.

В сентябре 2015-го дилерская компания Honda Motor RUS сообщила о приостановке импорта мотоциклов в Россию. В 2016 поставки были возобновлены, но количественно они пока не приблизились к докризисному уровню.

Гендиректор PROMOTO В. Макаров в качестве конкретного примера приводит модель Indian roadmaster: из-за девальвации мотоцикл подорожал с 2 миллионов до 2,78 млн. руб. Это с учетом того, что маржа дилеров была снижена до минимальных значений.

Представитель компании BMW Group Россия В. Мельников заявил, что в 2016-ом году компании удалось остановить скачкообразный рост цен на мотоциклы. Несмотря на волатильность валютного рынка, стоимость мотоциклов BMW в текущем году выросла лишь на 5-9%.

Аналитик «Альфа Страхование» Ю. Нехайчук уверен, что падение продаж мотоциклов в России в 2014-2016 годах связано не только с кризисом и падением национальной валюты. Сказалось и перенасыщение рынка европейскими моделями в 2015 году.

Эксперт А. Крылов считает, что европейские и американские бренды продолжат доминировать в России, а вот количество японских мотоциклов будет снижаться. Японцы не предоставляют скидок, тестовых заездов, что снижает привлекательность их техники у покупателя.

Вице-президент компании «Опора России» П. Сигал напоминает, что продажи сократились лишь в сегменте мотоциклов средней ценовой категории. Премиальные модели продаются примерно в тех же количествах, что и в 2012-2013 гг.

Большинство аналитиков считают, что российский рынок мотоциклов ждет медленное возвращение на докризисный уровень. Естественно, это будет зависеть от общего состояния экономики.

Статистика по импорту мотоциклов в Россию в первом полугодии 2016 года

Общий объем импорта

Аналитическая группа Ved-Stat.ru провела полный анализ импорта мотоциклов в Россию за первое полугодие текущего года.

Самый низкий уровень поставок был зафиксирован в январе 2016 года – 1951 штука. В феврале был отмечен скачок популярности мотоциклов – до 3552 штук. В марте последовал незначительный откат (до 3027 штук), в апреле импорт составил 3789 мотоциклов. Май получился неудачным для импорта этой техники – поставлено всего 2838 единиц, в июне же уровень поставок достиг рекордного за полгода количества – 3931 штука.

Интересный момент: в апреле было продано меньше мотоциклов, чем в июне, однако их суммарная стоимость оказалась гораздо выше – 10,5 млн. долларов против 7,8 млн. Иными словами, в апреле приобреталось больше мотоциклов элитных брендов.

Общий объем импорта за полугодие составил 19 088 мотоциклов (стоимость $40 015 842).

Импорт по торговым маркам

Весьма показательна статистика по брендам мотоциклов. Лидером поставок в первом полугодии 2016 года является Honda, поставившая в Россию 1829 мотоциклов на общую сумму в $3,2 млн. Yamaha с 1816-ю поставленными мотоциклами заняла второе место, BMW досталась третья строчка рейтинга (1659 штук). Иными словами, японские бренды снова начали отвоевывать пошатнувшиеся в ходе кризиса 2014 года позиции.

Компания HARLEY-DAVIDSON поставила в первом полугодии 494 мотоцикла, однако по стоимости техники ($6,9 млн.) этот американский производитель – безусловный лидер. Недорогие бренды MOTOLAND, ABM и BSE суммарно ввезли в Россию 3431 мотоцикл. Малоизвестные компании (в основном, из КНР), поставили в РФ 6 805 мотоциклов на общую сумму в $13 817 802.

Импорт по государственной идентификации поставщика

Вне конкуренции импорт из Китая – 9 459 мотоциклов, поставленных за первое полугодие. Стоимость импорта, при этом всего лишь 4,3 млн. долларов. Для сравнения: японские бренды поставили лишь 5 857 мотоциклов, но сумма импорта достигла 8,9 млн. долларов.

Еще дороже оценивается импорт мотоциклов из ФРГ - 1 674 единиц общей стоимостью в $12 524 877. Из США в Россию следовали в основном мотоциклы элитных брендов (620 штук стоимостью в 7,3 млн. долларов). Входящая в десятку Индия импортировала лишь 17 мотоциклов на общую сумму в 74 тысячи долларов.

Ведущие импортеры

Основным импортером мотоциклов в Россию в первом полугодии 2016 года оказалась компания «БМВ Русланд Трейдинг», поставившая 1506 мотоциклов стоимостью в 12, 3 млн. долларов. Второй показатель – у «М-Трейд», поставившей 1304 штуки ($665 832).

«Лира Трейд» оказалась на третьей позиции с 1176 ввезенными мотоциклами на $581 962.

блог

Данные таможенной статистики предоставлены Аналитической Группой ВЭД-Стат.

Заключение

В целом, импорт мотоциклов в Россию находится на приличном уровне и перспективы роста есть. Скорее всего, в будущем будут увеличиваться объемы поставок недорогих китайских машин, а поставки дорогих европейских, американских и японских мотоциклов будут снижаться.

Самым стабильным сектором рынка в период испытаний 2014-2016 годов оказались элитные мотоциклы. Люди, желающие иметь Harley Davidson, и обладающие соответствующими возможностями, не отказались от своей мечты даже в тяжелые для экономики времена.

Восстановление экономики, укрепление национальной валюты – вот два главных фактора будущего роста импорта мотоциклов в Россию.