Что делать в случае отзыва лицензии у своей страховой компании
Если страховщик не выполняет требования законодательства, то регулятор может принять различные меры по отношению к нему: наложить ограничения на его деятельность, приостановить действие лицензии или же осуществить ее отзыв, как произошло с Гута страхование. Страховая компания может допускать, к примеру, следующие нарушения законодательства, чреватые принятием данных мер:
- получение денег за полисы без формирования достаточного объема резервов для выплат пострадавшим при наступлении страхового случая;
- вложение страховых резервов в проекты с чересчур высокими рисками, из-за чего деньги с высокой вероятностью могут быть потеряны;
- непредоставление отчетности в ЦБР в положенный срок.
Особенности мер, принимаемых регулятором к нарушителям
Страховщик может иметь несколько лицензий на различные виды страхования. Если регулятор налагает на него ограничение лицензии, то оно касается исключительно отдельного вида страхования, в результате чего продажа страховщиком новых полисов по нему становится невозможной. В остальном страховщик продолжает работать как и прежде. Если регулятор приостановил лицензию, то страховщик лишается возможности заключать новые договоры страхования, однако при этом по-прежнему обслуживает старых клиентов. Обычно Банк России немедленно после приостановления лицензии страховой компании вводит временную администрацию для управлению ею. После проверки текущего дел страховщика временной администрацией может быть реализован один из трех сценариев:
- Если нарушения, вследствие которых лицензия была приостановлена, могут быть устранены, то действие лицензии восстанавливается.
- Если устранение нарушений, из-за которых была приостановлена лицензия, невозможно, но страховая компания является социально значимой, то Банк России может начать процедуру санации.
- Если устранение нарушений, из-за которых была приостановлена лицензия, не представляется возможным, и страховая компания не является социально значимой, то у нее отзывается лицензия. С этого момента она обязана в течение сорока пяти дней разорвать все договоры и в течение полугода должна вернуть денежные средства тем клиентам, в договорах страхования которых есть такое условие. При наличии у компании достаточного количества финансовых ресурсов для выполнения всех своих обязательств через шесть месяцев она просто перестанет существовать. При нехватке финансовых ресурсов на все выплаты инициируется процедура ее банкротства.
Порядок действий в случае отказа страховщика от выплат
Если на счетах страховщика имеется достаточное количество денежных средств, то всем его клиентам временной администрацией будет возвращена полагающаяся им часть стоимости страхового полиса. Если же денег у страховщика для этого недостаточно, то клиентам придется дожидаться завершения процедуры банкротства, проводимой Агентством по страхованию вкладов (АСВ). Если в ходе данной процедуры после продажи АСВ всего имущества компании останутся денежные средства, то они будут использованы для выплаты долгов ее клиентам. Однако надо учитывать, что для погашения всех долгов этих финансовых ресурсов может не хватить.
Как повысить свои шансы на возвращение денег?
Для клиента страховой компании, у которой отозвали лицензию, очень важно как можно быстрее подать заявление в АСВ, в котором будет содержаться требование о возврате принадлежащих ему денег. Это следует сделать не позднее, чем истечет двухмесячный срок с момента публикации объявления о банкротстве страховщика. По его окончании реестр требований кредиторов будет закрыт. При этом необходимо передать АСВ оригиналы соответствующих документов либо их копии, заверенные у нотариуса.