Цепь ГРМ или ремень. Что лучше и надежнее?

Для привода распределительного вала и других частей приспособления обычно используется цепь или зубчатый ремень. Предполагалось, что цепь более прочная и выдерживает больше, но на практике все немного иначе.

В прошлом двигатели, оснащенные цепью ГРМ, не требовали технического обслуживания, поскольку помимо основного содержания не было необходимости регулярно заменять цепь. Он был очень прочным и устойчивым к перегрузкам. Времена изменились, и производители начали создавать более легкие двигатели, а цепь заменили зубчатым ремнем, который также в целом очень надежен и долговечен, но ограничен пробегом, указанным конструктором. Как правило, он составляет 100-150 тысяч. км, после чего необходимо заменить не только ремень, но и почти все работающие детали.

zamena-shesterni-opel-chevrolet.jpg

Последующие годы совершенствования ремня показали, что он стал синонимом безотказной работы, и, к первоначальной радости покупателей, производители стали возвращаться к цепям в сверхмощных узлах, генерирующих высокий крутящий момент. Современные цепные двигатели уже не так надежны, как раньше, а привод ГРМ – одна из наименее устойчивых и наиболее проблемных областей. Интересно, что когда цепи стали кошмаром для пользователей, ременные передачи все еще оставались очень надежными.

Долговечность

Чтобы ответить на вопрос, что лучше, нужно понимать, как работают оба диска. Ремень постоянно натягивается независимо от того, работает двигатель или нет. Гибкость позволяет динамически загружать его за счет быстрого ускорения. Это, конечно, сказывается на долговечности, но ременной привод ГРМ не доставляет никаких проблем при замене, предусмотренной конструктором. В большинстве автомобилей его замена проста и недорога. Один ремень не может выдержать огромный крутящий момент, поэтому иногда используется сразу два ремня. Но в одиночку он может легко выдержать внезапные перегрузки.

С цепью все немного иначе.

Как правило, она более прочна и долговечна, нежели ремень, и выдерживает более высокие нагрузки крутящего момента. Но, к сожалению, не обладает гибкостью. По этой причине требуется использование натяжителей, обычно гидравлических, которые отвечают за компенсацию люфта цепи. Когда двигатель не сильно нагружен, цепь может немного провисать, она натягивается и становится более натянутой при большой нагрузке.

Отличия минимальны. В некоторых конструкциях цепь может сильно провисать при выключенном двигателе, и часто она правильно натягивается только после достижения рабочей температуры. Вышеупомянутые ситуации означают, что цепь относительно часто работает в неблагоприятных условиях, и это отражается на ее долговечности. Растяжение цепи привода ГРМ сегодня – обычное дело. Даже если производитель не планирует ее замену, он все же рекомендует регулярные проверки. Почему цепи привода ГРМ иногда выходят из строя раньше обычных ремней? В первую очередь из-за частого использования автомобиля для преодоления коротких расстояний. Каждый запуск двигателя и работа при низкой температуре отрицательно сказываются на цепном приводе ГРМ, поэтому ремень лучше работает в городских автомобилях. Цепь же идеально подходит для мощных автомобилей, используемых на трассах.

zamena-czepi-grm-opel.jpg

Расходы

У цепи ГРМ есть еще один недостаток – стоимость замены и возможные затраты на ремонт. Даже если предположить, что цепь выдержит вдвое больший пробег, ее замена обычно обходится в два раза дороже. Причем ремень не требует периодической проверки, и исключительно его разрыв может вызвать дорогостоящие поломки двигателя. В свою очередь, такая ситуация возникает только из-за грубой небрежности или ошибок, допущенных при предыдущей замене.

Современную цепь привода ГРМ необходимо проверять в среднем каждые две замены масла, но стоит помнить, что не всегда удается обнаружить ее неисправность, провести данную диагностику и определить состояние могут только профессионалы специализированного сервиса. Это сложно, в том числе, из-за ее расположения (например, сзади, между двигателем и коробкой передач). Более того, растянутая цепь ГРМ обычно причиняет более дорогостоящие повреждения, чем обрыв ремня. Это может привести к выходу из строя шестерен, которые часто необходимо заменять на коленчатый вал или распределительную шестерню.

Так что же, ремень ГРМ – лучшее решение, чем цепь? Этот выбор исключительно индивидуален. Ремешок удобнее в использовании, а также обеспечивает спокойствие как минимум на 100 тыс. км. Цепь же хорошо работает в крупных приводах, задача которых – преодолевать большие расстояния. А также она более прочная и не требует замены на сотни тысяч километров, но в городе его нужно довольно часто проверять и даже заменять.