Критерии выбора балансировочного стенда

Репутация автосервиса определяет как количество оказываемых услуг, так и уровень профессионализма его сотрудников. Но даже самые лучшие автомеханики окажутся бессильными, если в их распоряжении нет профессионального оборудования.

Согласно статистики, наиболее частой причиной обращения автовладельцев на СТО является необходимость выполнения балансировки колес. Это связано как с периодичностью выполнения этой процедуры (каждые 10–15 тыс. км. пройденных автомобилем), так и обязательностью проведения балансировочных работ при сезонной смене резины. Величина пробега, после которой требуется выполнить балансировку, так же зависит от стиля управления ТС его владельцем.

Балансировка колес автомобиля

Качественно выполненная балансировка способствует обеспечению комфортного и безопасного передвижения по дорогам общего пользования, а также снижает эксплуатационные расходы на содержание авто. Нежелание автовладельца обращаться на СТО для проведения балансировки колес приведет не только к ускоренному износу покрышек, но и нанесет ущерб техническому состоянию других узлов и деталей, к примеру, трансмиссии или рулевому управлению, что повлечет дополнительные расходы. Поэтому за проведением балансировочных работ необходимо следить как автовладельцу, так и персоналу станций техобслуживания транспортных средств.

Залогом качественно проведенных балансировочных работ является наличие профессионального оборудования. Производители предлагают владельцам автосервисов и шиномонтажных мастерских приобрести различные модели балансировочных станков, которые способны балансировать колеса разных категорий транспортных средств. Так же собственники центров и мастерских по обслуживанию ТС могут купить универсальные балансировочные станки, способные балансировать как колеса коммерческого, так и личного автотранспорта.

Балансировочный станок: что это такое и каков принцип его работы?

Оборудование для балансировки колес является специализированным и обладает разными техническими характеристиками, позволяющими балансировать колеса разных типоразмеров и назначения. На установленном на него колесе определяется неравномерность распределения массы относительно его геометрического центра. В процессе балансировки, установленное на станок колесо вращается, имитируя езду авто, а специальные датчики считывают определенные параметры (вибрация и/или давление), позволяющие автомастеру подобрать грузики. Подобранные грузики закрепляются на диске, что позволяет выровнять возникающие центробежные силы.

Функциональные возможности используемого на СТО оборудования зависят от их конструкции и дополнительных возможностей. Если рассматривать балансировочные станки в общем, то в их конструкцию входят:

  • валы, необходимые для крепления балансируемого колеса;
  • электродвигатель, вращающий установленное колесо;
  • измерительные приборы, фиксирующие изменения заданных параметров и передающих их ПК.

Выполнять балансировочные работы можно лишь на исправных станках, которые были предварительно откалиброваны специалистами. Если калибровка оборудования не была произведена, то не только не будет проведена точная калибровка колеса, но и существует определенный риск порчи детали клиента или его ТС. Это нанесет серьезный ущерб репутации автосервиса, для устранения которого потребуется немало времени.

Типы балансировочного оборудования

Модель станка для выполнения балансировочных работ выбирается собственником или руководителем автосервиса исходя из направления работы СТО и поводов, по которым обращаются его клиенты. Для обслуживания легковых автомобилей и мотоциклов потребуется станок, рассчитанный на балансировку колес, масса которых не превысит 70 кг. Помимо легковых машин и мототранспорта, такое оборудование позволит балансировать колеса для коммерческого автотранспорта малой грузоподъемности. Если планируется обслуживать крупнотоннажные и специализированные транспортные средства, то придется приобрести станок, способный выполнять балансировку колес массой до 200 кг.

Это различие между моделями является наиболее существенным, но на нем перечень отличий параметров установок для балансировки колес не заканчивается.

По виду привода

Автоматизированное балансировочное оборудование способно определять геометрические параметры колеса: расстояние от обода до прибора, диаметр и ширину покрышки. Их приобретение оправдано при стабильном и значительном числе обращения клиентов, которым необходимо провести балансировку колес. Так же можно приобрести такой балансировочный станок «на будущее», если владельцы автосервисы уверены в его загрузке в течение рабочего дня автосервиса. Помимо упрощения труда автомехаников, такие балансировочные станки способны значительно ускорить выполняемые работы.

Балансировочные полуавтоматы. При выполнении работ, необходимые для расчета данные вводятся оператором при помощи клавиатуры. После этого, станок настраивается и начинает работать, а по окончанию процесса, выдает необходимые для балансировки колеса данные. Такие агрегаты оптимальны для небольших шиномонтажных мастерских и СТО. Если сотрудникам автосервиса приходится лишь время от времени выполнять балансировочные работы, то такое оборудование поможет решить проблему расширения ассортимента выполняемых работ и не потребует значительных затрат.

Ручные балансировочные установки. Такое оборудование морально устарело и подойдет лишь для гаражной мастерской или маленькой шиномонтажной станции. Масса ручных операций потребует от автомеханика массы прикладываемых усилий и значительного времени для исполнения заказа.

По ориентации оси вращения в пространстве

Наиболее востребованы балансировочное оборудование с горизонтальной осью вращения, так как они занимают меньше места. Вертикальное расположение колеса позволяет корректировать разницу расположения массы в 1-ой или 2-ух плоскостях.

Балансировочное оборудование с вертикальной осью вращение меньше распространено из-за его больших габаритных размеров. Однако такие станки позволяют проводить измерения с большей точностью.

По виду определения дисбаланса

Определение фазы и давления на ротор производится на балансировочных станках с жесткими опорами.

Определение фазы и амплитуды колебания опор, возникающих при вращении балансируемого колеса, производится на балансировочном оборудовании с податливыми опорами.

На точность определения параметров тип измерения дисбаланса не влияет. Важнее обратить внимание на зажимы, которые входят в комплектность станка (фланцевые или конусные). Форма зажимов повлияет на тип колесного диска, устанавливаемого на станок. Следовательно, приобретая балансировочное оборудование, необходимо оборудовать два рабочих места, на которых будут стоять балансировочные стенды с разными зажимами. Это позволит увеличить количество обслуживаемого автосервисом клиентов.

Сильные стороны балансировочных стендов

Так как качественное выполнение балансировочных работ является залогом комфортности передвижения, безопасности участников движения и снижения эксплуатационных расходов на содержание транспортных средств, их надо периодически выполнять в условиях автосервиса. При этом, заботящиеся о сохранности узлов автомобиля владельцы, обращаются на станции техобслуживания «вне очереди» при возникновении свидетельств нарушения баланса (увеличение расхода топлива, ухудшение управляемости ТС и так далее).

Качественное и быстрое выполнение балансировки позволит владельцу автосервиса заполучить постоянного клиента, что весьма важно в условиях жесткой конкуренции среди СТО. Даже если автовладелец привык обслуживать собственное транспортное средство в другом автосервисе, то есть вероятность, что он не только станет менять резину у вас, но и направит к вам своих знакомых.

Из вышесказанного следует, что лишь наличие балансировочного оборудования позволит вырваться из круга гаражной мастерской и увеличить прибыль. Установленный балансировочный стенд позволит как привлекать новых клиентов, так и удерживать старых, а также повышать их лояльность и улучшать имидж автомастерской.

Устанавливая на станции техобслуживания транспортных средств, его владелец получает:

  • возможность максимально загрузить сотрудников СТО;
  • стабильный источник поступления прибыли круглый год;
  • возможность более эффективно организовать загрузку персонала автосервиса;
  • проведение бесплатной рекламной компании при помощи «сарафанного радио»;
  • возможность расширить перечень предлагаемых услуг.

Предоставляемые балансировочным оборудованием возможности будут сохраняться долгое время при условии следования работающих на стенде рабочих условий эксплуатации, ведь выполнить балансировку колес силами автовладельца в его гараже невозможно.

Проблема выбора балансировочного оборудования

Выбирая балансировочное оборудование, покупатель должен обращать внимание на перечисленные ниже параметры:

  • категория обслуживаемых транспортных средств (легковой или грузовой автотранспорт, возможность обслуживания спецтехники);
  • вид привода: автоматический или полуавтомат. Этот параметр определяется исходя из количества обращений в автосервис клиентов, которым необходима балансировка колес. Рекомендуется выбирать модель, которая будет на 10–15% производительнее, нежели среднее число обращений;
  • точность измерений. Чем выше погрешность, тем ниже качество оказания услуги, что влечет не только претензии клиентов, но и репутационные потери вашей автомастерской;
  • геометрические параметры установочного места (углы конусов, диаметр и длина вала);
  • наличие встроенной электронной линейки. Ее наличие позволяет сократить время балансировки одного колеса усилия, требуемые от работника станции техобслуживания транспортных средств, а также повысить качество измерений;
  • требования балансировочного оборудования к электросети;
  • наличие дополнительных функциональных возможностей (функция самодиагностики, калибровки, возможность работы с легкосплавными и/или стальными дисками и так далее);
  • возможность установки работниками торговой точки установки приобретенного у них балансировочного оборудования и выполнение пуско-наладочных работ;
  • сроки и качество гарантийного и послегарантийного обслуживания специалистами, прошедшими специализированное обучение на предприятии-изготовителе.

Надеемся, подготовленные нами рекомендации помогут собственникам автосервисов, шиномонтажных мастерских и станций технического обслуживания транспортных средств выбрать подходящее им балансировочное оборудование. Со своей же стороны, мы можем посоветовать приобрести балансировочный стенд ТЕМП ТВ500, предназначенный для балансировки колес легковых авто и удовлетворяющий всем вышеперечисленным требованиям, предъявляемым к этому виду оборудования автосервисов.