В 43-ий день рождения АВТОВАЗ скорее жив, чем мертв? (Взгляд изнутри и снаружи)

20.07.2009 8:47

В 43-ий день рождения АВТОВАЗ скорее жив, чем мертв? (Взгляд изнутри и снаружи)

Сегодня АВТОВАЗ отмечает день рождения. Именно 20 июля1966 года, после анализа 54 различных строительных площадок, ЦК КПСС и Советским правительством было принято решение о строительстве нового крупного автомобильного завода в городе Тольятти. Подготовка технического проекта была поручена итальянскому автомобильному концерну «Fiat». Согласно контракту, на этот же концерн возлагалось технологическое оснащение завода, обучение специалистов. Параллельно со строительством завода возводился и новый жилой район Тольятти — Автозаводский. За короткий срок АВТОВАЗ стал градообразующим предприятием. На «АВТОВАЗе» со всеми вспомогательными подразделениями работает более 15% жителей города. И на сегодняшний день уровень жизни Тольятти во многом зависит от обстановки на заводе.

Оценку ситуации на АВТОВАЗе предлагаем вашему вниманию изнутри и снаружи.

Точка зрения президента АВТОВАЗа  Б. Алешина:

В своем интервью тольяттинской газете «Городские ведомости» президент АВТОВАЗа Борис Алешин в частности так обрисовал ситуацию: «Мы делаем сейчас все, чтобы предприятие вышло из кризиса с минимальными потерями. Безусловно, первоочередной задачей, стоящей перед компанией в настоящее время, является реализация нашего антикризисного плана. Успешное осуществление мероприятий антикризисной программы завода позволит восстановить рентабельность производства к концу 2009 года, а также сохранить и даже увеличить долю рынка в условиях общего снижения объема продаж автопроизводителей...

Не скрою, что вопрос сохранения социальных гарантий работникам АВТОВАЗа и выполнения положений коллективного договора встал особенно остро пол конец 2008 года. Мы рассматривали несколько моделей и выбрали вариант сокращения оплаты труда (2/3 за простой), работу по усеченному графику при сохранении рабочих мест. И мы сегодня можем заявить, что, несмотря на крайне тяжелые кризисные условия, нам удалось сохранить работоспособный коллектив, избежать массовых сокращений и исполнить свои обязательства перед коллективом. Однако экономические реалии кризиса, который оказался намного глубже, чем многие предполагали, диктуют сейчас необходимость перемен в этом вопросе. С сентября мы переходим га неполную рабочую неделю с работой по 20 часов в неделю без оплаты за простой. Также в ближайшее время будем вынуждены сократить социальные программы практически в два раза. Мы понимаем, что это непопулярные меры, номы вынуждены на них идти ради сохранения коллектива. Мы сохраняем рабочие места настолько, насколько это не противоречит задаче сохранения предприятия. Как только ситуация с продажами начнет выравниваться, сразу вернемся к двухсменному графику работы. Очень надеюсь, что это произойдет уже осенью.

...АВТОВАЗ уже сейчас смотрит за горизонты кризиса и, несмотря на трудности, не отказывается от своей главной стратегической цели — быть крупнейшим отечественным автопроизводителем с собственным модельным рядом. К моменту начала роста рынка мы планируем выйти на него с новыми моделями, а также с модернизированными продуктами, которые будут интересны потребителю. При реализации инвестиционного плана 2010-2012 г.г. в объеме 80 млрд. рублей компания намерена к 2014 году полностью модернизировать базу поставщиков до их соответствия международным стандартам и выпустить 9 новых моделей.

В дальнейшем наш модельный ряд будет развиваться по следующим направлениям: с 2011 года мы готовим запуск нового 5- и 7-местного универсала и фургона на платформе Renault; с 2012 года начнется производство бюджетного автомобиля (Low Cost) 2190, а также автомобилей нового для нас семейства»С «. В 2013 году к покупателям поступит кроссовер на платформе автомобиля класса „С“. Вывод этих новых моделей на рынок позволит изменить перетекание спроса потребителей в нашей ценовой нише, переориентировав его с автомобилей иностранных марок в пользу бренда LADA, и обеспечит привлечение новых покупателей„.

А вот мнение федерального издания “Ведомости» о будущем завода и города:

Сторонников искусственного продления жизни «АВТОВАЗа» почти не осталось даже среди высших чиновников. В неофициальных беседах они признают, что никакие денежные вливания не спасут завод, но решиться на банкротство «АВТОВАЗа» все равно не могут.

Главный аргумент — люди. Из 705 000 жителей города Тольятти на «АВТОВАЗе» (со всеми вспомогательными подразделениями) работает 110 000 человек. Страх, что все они выйдут бастовать, удерживает руководителей страны от очевидного шага, продлевая дорогостоящую агонию завода. Государство поддерживает неэффективный «АвтоВАЗ» на протяжении 15 лет, только с начала кризиса на это выделено 25 млрд. руб.

Простая идея закрыть завод и раздать эти деньги рабочим «АВТОВАЗа», предотвратив таким образом социальную катастрофу, вряд ли может быть реализована. Хотя бы потому, что создает опасный прецедент: в стране сейчас около 1,64 млн. человек находятся в таком же положении, что и работники «АВТОВАЗа». Щедрых отступных от государства всем не хватит.

Но избежать социальной катастрофы в Тольятти государству вполне по силам. И стоит это гораздо дешевле, чем многолетняя поддержка завода за счет налогоплательщиков.

Во-первых, банкротство не означает ликвидации «АВТОВАЗа». Части завода будут проданы новым собственникам, которые смогут снизить издержки и производить более качественные автомобили. Хорошие специалисты «АВТОВАЗа» не останутся без работы. Часть из них наверняка сможет найти работу на других автосборочных заводах страны: во всяком случае, до кризиса там сильно не хватало специалистов. Выстоит и большинство эффективных смежников завода. По дорогам страны сейчас ездит 13,6 млн. «Жигулей» разных моделей и возрастов (33% автомобильного парка страны). Производство запчастей к ним еще много лет будет доходным бизнесом. Соответственно, и эти люди сохранят работу.

Во-вторых, город Тольятти опирается не на одно-единственное предприятие. Там находятся крупнейший в мире производитель аммиака — «Тольяттиазот», завод минеральных удобрений, завод синтетического каучука «Тольяттикаучук», хлебо- и молокозаводы, мясокомбинаты, комбинат шампанских вин и коньяков, ликероводочный завод, винзавод, завод Danone, полиграфические, деревообрабатывающие предприятия, заводы по производству стройматериалов, швейная фабрика.

Это многопрофильный, крупный город, который к тому же объединен в агломерацию со столицей региона Самарой (до нее около 80 км). Повысить шансы на поиск работы и выживание тольяттинцев государство могло бы, содействуя их мобильности: организовав скоростной транспорт и оплачивая значительную часть стоимости проезда.

В-третьих, жители Тольятти — это дети мигрантов, приехавших в 1960-х гг. на комсомольскую стройку. Это активное, самостоятельное, мобильное население. Не случайно уровень развития малого бизнеса в Самарской области и Тольятти один из самых высоких в стране: на малых предприятиях там работает 15,9% занятых (в среднем по стране — 12%), на 100 000 жителей приходится 328 малых предприятий (по стране — 199). Если этим людям не мешать, они найдут возможность зарабатывать. Для этого не нужны многомиллиардные вложения. Достаточно создать в Тольятти режим максимального благоприятствования для малого бизнеса — снять все административные и коррупционные барьеры и обеспечить по-настоящему доступные кредиты с помощью субсидирования ставок. Рискнем утверждать, что в «одном отдельно взятом городе» при наличии политической воли все это возможно. Тольятти мог бы стать пилотным проектом по реализации принципа экономической свободы.

Государство должно обеспечить всем работникам «АВТОВАЗа» официальное увольнение со всеми причитающимися пособиями. Вместе с пособиями на детей, жилищными и транспортными субсидиями, а также личными подсобными хозяйствами эти выплаты позволят какое-то время продержаться тем, кто окажется без работы. Поможет бывшим автовазовцам пережить кризис и найти себе новое применение и обучение за счет государства.

Фото: В. Четвергов

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up