К 30-летию «Нивы». «Нива» в спорте

03.04.2007 8:00

«Нива» стала прорывом ВАЗа не только на дорогах мира, но и на гоночных трассах планеты. Спортивный путь нашего юбиляра был тернистым, сложным, и - триумфальным…

Советский период

Одним из первых, кто новому отечественному внедорожнику дал путевку в спорт, был тогдашний глава оборонной организации ДОСААФ, легендарный летчик-истребитель Александр Покрышкин. Именно его ведомство заваливало руководство волжского автозавода телеграммами и приглашениями принять участие в соревнованиях по автокроссу тольяттинской «Нивы». Гегемония УАЗов в полноприводном классе была разрушена быстро - в 1981 году вазовский инженер и начинающий автогонщик Александр Рублев завоевывает первую медаль «Нивы» - серебряную. А в 1983 году уже весь подиум оказался занят вазовскими спортсменами. Валерий Гусев и Валерий Карабанов, Сергей Зараменский и выше упомянутый Александр Рублев - вот имена пионеров спортивных побед легендарного ныне автомобиля. Потом творение советских инженеров успешно покорило трассы Австралии, Новой Зеландии, Южной Африки, Европы…

Французский период

Сегодня мало кто помнит, что «Нива» (для иностранцев LADA 4x4) взбиралась на высшие ступени подиумов самых престижных мировых соревнований – ралли-рейд «Париж-Дакар», ралли «Атлас», Тунисское ралли, «Баха Монтесбланкос», Камерунское ралли, Алжирское ралли. А на «ралли Фараонов» в 1983 году весь подиум был занят нашими автомобилями. Не меньшим авторитетом LADA 4X4 пользовалась на европейском континенте. Виновником такого успеха был Пок, официальный представитель ВАЗа во Франции. Понимая буквально маркетинговую истину «в воскресенье побеждай, в понедельник продавай», Жан Жак на свои средства готовил «Нивы» к соревнованиям, и приглашал к себе в команду звезд мирового автоспорта. Сегодня в голове не укладывается, что за рулем нашего внедорожника старт принимали: Джекки Икс - легенда «Формулы-1», Пьер Лартиг, которому потом неоднократно покорился «Дакар», не менее известный Жан-Клод Бривуан, а также популярный французский актер Клод Брассер. Французы до сих пор помнят и чтят победы своих соотечественников на русском автомобиле. Там и сейчас существуют клубы любителей LADA 4X4.

Российский период

Новое время новой России. «Автоэкспорт» канул в лету, и АВТОВАЗу пришлось самому определять рекламную и маркетинговую политику, в том числе и средствами автоспорта. Успешный французский опыт был реализован в стенах родного завода. В Управлении спортивных автомобилей создали бюро марафонов - по сути профессиональную команду по ралли-рейдам. В 1991 году была принята более чем амбициозная программа - участие трансконтинентальном марафоне «Париж-Москва-Пекин», - но из-за путча она не осуществилась. Зато, подготовив новые спортпрототипы NIVA T-3, вазовская команда с триумфом победила в венгерском ралли-рейде «Magyar MAVAD Raid-4». Экипаж пилота Александра Никоненко и штурмана Сергея Таланцева занял первое место, а экипажи пилотов Юрия Боровикова и Александра Лакеева - третье и четвертое место соответственно. Так началась новая эра спортивных успехов «Нивы»…

И по сей день юбиляр, несмотря на возраст, не сошел с трассы. В Российском чемпионате по ралли-рейду отечественная федерация автоспорта учредила классы «Нива» и «Нива Стандарт», в которых соревнуются экипажи из разных городов. В абсолютном зачете уже новое поколение российских гонщиков продолжает трепать нервы именитым зарубежным внедорожникам.

Валерий Лазорко, спортивное агентство «Мотор-Спорт Менеджмент»,
специально для еженедельника «Автосреда».

Смотрите другие материалы о «Ниве»

Avtosreda.ru

Количество комментариев:  0
Комментирование закрыто:  Да

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up