Запоздалая ода радости или куда заехал российский автопром

Запоздалая ода радости или куда заехал российский автопром 08.10.2014

В минусах

Российский автомобильный рынок въехал в глубокую яму. Это очевидно. Как ни крути листы с инфографикой, иллюстрирующей различные показатели, какие пасьянсы ни складывай – в продажах провал. Правда, сентябрьская предварительная статистика позволяет надеяться, что «АВТОВАЗ» находится на взлете продаж, просматривается такая тенденция на ближайшие месяцы.

Нельзя сказать, что лишь «АВТОВАЗ» оказался в тяжелой ситуации. Обвал продаж, наблюдавшийся у него в последнее время по некоторым моделям не столь драматичен, как у многих «российско-иностранных» коллег. Нет повода для веселья и у чисто зарубежных игроков на российском рынке. Те же «Форд», «Шевроле», «Мицубиси», «Опель» и «Дэу» провалились на десятки процентов глубже. На кого в списке не посмотришь, практически все «в минусах» по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом. Все пытаются оптимизироваться и приспосабливаться. Все потуже затягивают пояса

Те, кто в теме, могут кивнуть на иномарки премиум-класса, мол, «Мерседес», «Лексус», «Ленд Ровер» показывают рост продаж. Ребята, не надо. Мы говорим об авторынке. А премиум-класс, он на другом рынке играет. На рынке «понтов». То есть, извините, на рынке демонстрации своей социальной успешности и значимости. Законы у этих рынков разные. И ведут они себя в кризис абсолютно по-разному.

Чтобы понять, что происходит и куда может привести, придется залезть в глубинные смыслы рынка и экономики как таковых. Экономические обзоры, к сожалению, слишком часто показывают внешнюю, формальную сторону происходящего, а потом эксперты изо всех сил стараются подогнать несбывшееся под выстроенную ими модель. Они описывают то производственные отношения, то обмен товарами, то товарное производство, то законы функционирования рынка, частенько забывая, что главное в науке об экономике - законы поведения хозяйствующих субъектов А хозяйствующие субъекты состоят из реальных живых людей, с их устремлениями, желаниями, капризами и страстями. То есть, экономическая наука должна изучать и учитывать поведение отдельного человека или групп людей. Их психологию. А учитывают далеко не всегда. А потом мы удивляемся, почему экономические реалии часто столь бездушны. И, по большому счету, именно игнорирование индивидуальности, мотивов и желаний людей завело в свое время «АВТОВАЗ» в тяжелую ситуацию, из которой мы столько лет выбираемся.

Не вписавшиеся в стадию

На днях присутствовал при споре заводских ветеранов.

- Да, не повезло Андерссону, - говорил один. – Угораздило его в самый кризис прийти на завод… Вот на десяток лет пораньше бы… Гораздо бы всё мягче проходило.

- На десяток? – хмыкнул другой. – Лучше бы двадцать лет назад пришли иностранцы. Не проморгали бы рынок…

Строго говоря, мы проморгали не рынок. Мы проморгали стадию его развития. Мы не знали, привыкнув к плановой экономике, что рынки рождаются, развиваются и умирают. Мы застряли в функциональной стадии. И последствия ощущаем до сих пор.

Посмотрим, как рождаются, развиваются, дряхлеют и умирают рынки.

Представим себе Центральную Африку. Там жарко. Там нет зимы. А значит, там нет и рынка зимней обуви. Для упрощения повествования представим зимнюю обувь одним видом – валенками.

Но вдруг изменился климат. Ударили морозы, выпал снег. Появилась жизненная потребность в валенках. Они нужны, чтобы выжить. От них требуется на данном этапе лишь одно потребительское свойство – согревать ноги. Это, собственно, их функционал – согревать. И пока рынок не насыщен функциональным товаром, не нужны маркетинг и реклама. Нужно воткнуть в снег кусок фанеры с надписью «Валенки» и работать над увеличением производства. Потребитель вас сам найдет. Спрос ажиотажен.

Это и называется функциональной стадией развития рынка. От товара требуется одно – выполнять свой функционал. Никакой серьезной конкурентной борьбы, никаких сложных схем управления и сбыта. Знай насыщай рынок. Именно в этой стадии долгие годы находился российский автопром. С того самого момента, как гражданам СССР разрешили приобретать автомобилей в личную собственность. Автомобилей остро не хватало. «Очередь на машину» еще многие помнят.

Но вот рынок насытился. Все приобулись. Вернее, даже не обязательно всем обуваться, чтобы сложилась следующая стадия рынка – эмоциональная. Внимание, именно на этом моменте и споткнулся российский автопром! Когда рынок относительно насыщен функциональным товаром, неизбежно появляются люди с достаточным доходом, чтобы захотеть кое-что сверх функционала. Они хотят не просто валенки. Они желают, чтобы валенки не терли ноги, чтобы были максимально удобными, чтобы радовали! Чтобы обладание и пользование товаром дарило положительные эмоции. Такая стадия развития рынка называется, соответственно, эмоциональной. Согласитесь, в девяностые годы владение подержанной, скажем, «Тойотой» гарантировало гораздо больше положительных эмоций, чем владение вазовской «пятеркой». И вот на этом этапе появляется конкуренция. Настоящая. Жесткая. Порой изощренная. Требующая идей, систем управления, маркетинга.

В те годы смены стадий автомобильного рынка журналисты часто задавали вопрос топ-менеджерам «АВТОВАЗа»: «Вы уверены, что успеваете за рынком? Иностранцы уже приходят в Россию, они делают все, чтобы снизить цены, да и благосостояние растет у народа… Не боитесь?» Руководство не боялось. И показывало пустые товарные площадки. А потом все резко изменилось, и оказалось, что доля рынка у отечественного производителя резко сократилась. А потом подтянулись новые конкуренты в лице корейцев, китайцев и даже иранцев. И стал рынок очень жестким. Даже жестоким. Он и сейчас такой. И смягчать нрав не собирается. Такой вот он, рынок радости.

Есть и третья стадия развития рынка. Называется она социальной. Это когда пользование товаром не только приносит радость обладателю, но и вызывает зависть (в идеале уважение) у окружающих. Демонстрирует высокий социальный статус владельца. То есть, на валенки нашивается, скажем, бижутерия от Сваровски. Или что они там, в Африке, нашивают. Вряд ли мы в ближайшее время направимся в этот сегмент, поэтому распространяться особо не буду. Лишь скажу, что в кризис особое значение в некоторых слоях общества приобретает декларация «У меня все хорошо!». Именно поэтому в любой кризис подпрыгивают продажи дорогих автомобилей. Психология.

Именно те живые люди, которые и составляют рынок, вернее, психология этих людей, сделала автопроизводителей в России заложниками внешнеполитической ситуации. Люди не ждут радостей. Людей тревожит будущее. Тревожные ожидания убивают продажи.

Что делать в такой ситуации нам? Продолжать работать. Внешнеполитический кризис не вечен. Экономический – тоже. «LADA Vesta» и «LADA XRAY » стали тараном, пробившим «АВТОВАЗу» стену между функциональным и эмоциональным сегментами рынка. Вернее, станут. Реакция людей на эти автомобили не вызывает никаких сомнений. На рынок выйдут радующие русские автомобили. И, если не случится какого-нибудь масштабного климатического или политического катаклизма, через восемь-десять месяцев «АВТОВАЗ» пойдет на взлет. И взлет этот будет впечатляющим. Нет у меня на этот счет никаких сомнений.

Но «день простоять да ночь продержаться» нам придется.

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  

Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  

 
Scroll to up