Наш тест-драйв: LADA Priora с "роботом"


Наш тест-драйв: LADA Priora с "роботом" 18.08.2014

На прошлой неделе в Белоруссии состоялся тест-драйв LADA Priora с автоматизированной коробкой передач. Представляем наш отчет о поездке.

Еще лет пятнадцать назад подавляющее число автомобилей, эксплуатируемых в России, имели обычную механическую трансмиссию. Использование машин с автоматическими коробками передач сдерживалось не только их дороговизной, но и стойким в то время убеждением, что «настоящему водителю» абсолютно не нужны всякие там «автоматы», он должен управлять своим авто полностью самостоятельно.

Сейчас ситуация кардинально изменилась, автомобилей с АКП на российских дорогах стало достаточно много, причем не только в премиум-сегменте, но даже и среди бюджетных моделей. Однако еще один тип трансмиссии – АМТ («автоматизированная механическая трансмиссия», имеющая и более привычное неофициальное название «роботизированная» или просто «робот») до сих пор известен лишь немногим отечественным автомобилистам. Тем более интересно было лично познакомиться с такой трансмиссией, да к тому же установленной не на иномарке, а на хорошо знакомой многом вазовской «Приоре»!

Вазовскому инжинирингу – быть!

Тест-драйв LADA Priora AMT был организован АВТОВАЗом для представителей СМИ с 13 по 15 августа нынешнего года в Белоруссии. Приятные сюрпризы начались уже по прилету в Национальный аэропорт «Минск». После душного, шумного «Домодедово», где даже за маленькую бутылочку минералки придется заплатить весьма немаленькую сумму, очень трогательно выглядел… кулер, установленный в зале прилета. Каждый желающий мог совершенно бесплатно выпить стаканчик холодной (и, поверьте на слово, вкусной) воды. Хорошее впечатление усилила отличная дорога от аэропорта до города, да и сам Минск – очень красивый и чистый.

А вот следующее утро началось довольно тревожно – сквозь окна зала, где проходила пресс-конференция, был виден проливной дождь с грозой и мгновенно образовавшиеся на минских улицах нешуточные пробки. Однако выступивший перед журналистами президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Инге Андерссон очень быстро отвлек наше внимание от окон. Одной из важнейших и поистине знаковых тем выступления Андерссона стала высказанная им позиция по отношению к перспективам вазовского инжиниринга:

«Замена руководства этого подразделения не является концом инжиниринга на ВАЗе, а наоборот, знаменует начало нового, более сильного инжиниринга. АВТОВАЗ – это часть концерна «Рено-Ниссан», но это АВТОВАЗ! Контрактная сборка менее интересна и менее выгодна. Усиление вазовского инжиниринга будет способствовать созданию своего продукта».

Ну а в качестве одного из этих самых продуктов президент назвал проект АМТ, выполненный силами специалистов АВТОВАЗа в тесном содружестве с мировым лидером в технике привода и подвески – германским концерном ZF (ZF Friedrichshafen AG), – с использованием его инновационных решений и передовых технологий.

-0000111_14.jpg-0000111_18.JPG
-0000111_13.jpg-0000111_6.jpg

По словам Андерссона, покупая автомобиль, оснащенный АМТ, потребитель получает «две коробки передач в одной» и три существенных преимущества: более легкое управление по сравнению с МКП, а также более низкую стоимость автомобиля и экономию топлива по сравнению с «автоматом». Также было отмечено, что в самом недалеком будущем планируется установка АМТ на автомобили LADA Kalina/Granta, а позже и на новейшую модель Vesta.

АМТ – унификация и ремонтопригодность

С техническими особенностями вазовской АМТ собравшихся ознакомил руководитель данного проекта Владимир Петунин, который отметил, что новая система используется в составе силового агрегата, состоящего из двигателя 21127 (1,6 л, 16 клапанов), сцепления Valeo и модернизированной коробкой передач модели 2180 (такая КП устанавливается на все автомобили LADA, начиная с мая 2014 года). То есть по этим узлам существует унификация с автомобилями LADA Priora, оснащенными механической трансмиссией, что заметно упрощает и удешевляет ремонт АМТ по сравнению с автоматическими трансмиссиями.

-0000111_2.jpg

Ну а отличия АМТ от обычной КП 2180 следующие: исключены внутренний механизм переключения; тросовый привод переключения; привод сцепления, включая трос и блок педалей (то есть механическая связь управления процессом переключения передач); введены электромеханические устройства (актуаторы) управления процессами выключения сцепления и переключения передач, датчик оборотов первичного вала; контроллер управления автоматизированной КП и селектор выбора режимов трансмиссии.

Причем все элементы автоматизированного управления будут изготавливаться компанией ZF в Германии, а функционирование АМТ было апробировано в самых различных дорожных и климатических условиях, включая зимние испытания в Ханты-Мансийском автономном округе.

Автомобиль LADA Priora АМТ может по выбору водителя передвигаться как в автоматическом (рычаг селектора в положении «А»), так и в ручном (рычаг селектора в положении «М») режимах. При этом в режиме «М» повышение передач осуществляется последовательно путем нажатия на рычаг селектора в сторону знака «+», а понижение – в сторону знака «–». Педалей же на автомобиле только две – акселератора и тормоза.

Разработчиками предусмотрена постоянная диагностика состояния АМТ в процессе эксплуатации: при возникновении неисправностей в системе на комбинации приборов зажигается индикатор «шестеренка», а мигание этого индикатора сообщает водителю о перегреве сцепления.

-0000111_3.jpg

Завершая свое выступление, Петунин предупредил, что в отличие от полностью автоматических трансмиссий, АМТ работает с разрывом потока мощности при переключении передач.

По словам директора проекта LADA Priora Николая Фофанова, внедрение АМТ началось именно с «Приоры» потому, что на этом автомобиле из-за особенностей компоновки моторного отсека не удалось разместить «автомат» японской компании Jatco, уже применяемый АВТОВАЗом на моделях Kalina и Granta. У официальных дилеров LADA Priora с «роботом» должны появиться уже в сентябре, цена - от 428 000 р.

В нынешнем году планируется выпустить 7000 LADA Priora АМТ, а в дальнейшем изготавливать порядка 20 000 таких машин ежегодно, что составит 8% от общего объема производства.

Отвечая на заданный одним из журналистов вопрос, Фофанов сообщил, что в процессе всего срока службы автомобиля замены масла в КП не требуется, как, впрочем, и какого-либо другого обслуживания системы АМТ. Так, например, актуатор сцепления имеет функцию автоматической компенсации хода в зависимости от износа ведомого диска.

Самых различных вопросов к специалистам было очень много и организаторы были вынуждены напомнить участникам тест-драйва о том, что им еще предстоит проехать за этот день порядка300 километров, поэтому пора уже и в путь. Тем более ливень прекратился, улицы подсохли, а пробки на них рассосались.

Дорожные впечатления

На кратком брифинге журналистов познакомили с маршрутом и распределили по автомобилям. Перед началом движения мы «изучили матчасть» с помощью Владимира Петунина, который показал, где именно расположены актуаторы выключения сцепления и переключения передач, а также контроллер управления автоматизированной КП.

Тестовая трасса проходила как по улицам Минска, так и по загородным дорогам разного качества – от автомагистралей с разрешенной скоростью движения120 км/чдо узких с щебеночным покрытием. Жаль только, что на маршруте не оказалось крутых и затяжных подъемов и спусков, которые так важны для полноценной оценки работы автоматики переключения передач. Что поделаешь – Белоруссия страна равнинная…

Как известно, автомобилисты выбирают машины с автоматическими или автоматизированными КП главным образом для того, чтобы легче было передвигаться по загруженным городским улицам. В процессе езды по Минску LADA Priora АМТ полностью подтвердила преимущества этого типа трансмиссии – не надо было совершать сложные манипуляции с тремя педалями, одновременно переключая передачи. Достаточно лишь перевести рычаг селектора в положение «А», а затем работать только двумя педалями.

-0000111_9.jpg-0000111_10.jpg

Разгонной динамики вполне хватало, чтобы уверенно держаться в потоке, состоящем в основном из иномарок. Однако на автомобиле с АМТ для начала движения не достаточно лишь отпустить педаль тормоза, надо еще и нажать на педаль акселератора. Если в это время машина находится на подъеме дороги, то она может откатиться назад. Так что в таких случаях надо трогаться «с ручника», как и в случае МТ. Правда, после нашего замечания разработчикам этим же вечером, нам было сказано, что уже рассматривается вопрос об использовании «системы помощи при трогании на подъеме».

На междугородней дороге мы с коллегой по экипажу проверяли способность автомобиля к обгонам в сложных условиях. Итак, дорога с одной полосой в каждом направлении, наша скорость 100 –110 км/ч (с учетом того, что сейчас превышение на 20 км/ч не наказывается), а впереди автопоезд, движущийся со скоростью 80 –90 км/ч. Вот, наконец и участок, где обгон разрешен, да и встречных машин нет – селектор в положении «А», газ в пол! Автоматика практически сразу же переключает КП с пятой передачи на третью (кстати, очень хорошо, что даже в автоматическом режиме на комбинации приборов отображается номер включенной передачи), Priora резко выстреливает вперед, обгон успешно завершен! Естественно, попробовали мы совершить подобный маневр и в ручном режиме. Для этого надо было перевести рычаг селектора из положения «А» в «М», а затем дважды отклонить его в направлении знака «–», то есть пришлось совершить лишние движения, а эффект оказался точно такой же. Подобная ситуация будет наблюдаться и при движении на подъем. А это значит, что при обгонах и на подъемах можно без проблем двигаться в автоматическом режиме, ручной абсолютно не нужен! Следовательно, решили мы с коллегой, режимом «М» надо будет пользоваться только на затяжных спусках, чтобы обеспечить торможение двигателем и не перегревать колесные тормозные механизмы, а также на очень крутых подъемах (например, на эстакадах).

-0000111_4.jpg

Этим предположением мы также поделились вечером с вазовскими специалистами. И получили полную поддержку! Мало того, нам пояснили, что даже в ручном режиме автоматика принудительно переключает передачи со второй на третью, с третьей на четвертую и с четвертой на пятую с целью не допустить перекрутки двигателя. А вот с первой на вторую автоматического переключения не предусмотрено и сделано это как раз для возможности подъема в режиме «М» на эстакады.

Порадовала АМТ и топливной экономичностью – после завершения тест-драйва бортовой компьютер показал средний расход бензина 7,4 литра на 100 км, и это при том, что часть пробега проходила в городских условиях, а на трассе мы достаточно часто совершали очень резкие ускорения при обгонах и имитациях обгонов.

Еще одно небольшое замечание по работе АМТ – это то, о чем предупредил нас перед поездкой Петунин. Помните, он говорил о том, что при переключении передач АМТ прерывает поток мощности? Так вот, на практике это ощущается как продольные подергивания автомобиля, почти незаметные при неспешной езде и усиливающиеся при резких разгонах. К этому, пожалуй, придется привыкать…

-0000111_19.JPG

В целом же считаю, что подготовив к производсву LADA Priora АМТ, АВТОВАЗ убил сразу двух зайцев. Во-первых, предложил новую, весьма интересную версию известной модели, которая наверняка будет хорошо принята потребителями. Во-вторых, дал знак автомобильному сообществу, что не превратился в простого сборщика автомобилей из зарубежных комплектующих, а готов разрабатывать собственные продукты, вполне соответствующие мировому уровню.

Александр Костянов, канд. техн. наук

Фото автора и ОАО «АВТОВАЗ»

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »

Новости по теме




Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
 
 

Свежий выпуск газеты

34(291) 23.11.16
архив номеров

Новые компании в каталоге

Каталог компаний

Scroll to up