«Тольятти перестанут называть моногородом»

«Тольятти перестанут называть моногородом» 23.05.2014

Официальный запуск первой очереди ОЭЗ «Тольятти» не за горами – торжественное открытие запланировано на июль 2014 года.

Официальный запуск первой очереди ОЭЗ «Тольятти» не за горами – торжественное открытие запланировано на июль 2014 года.

Как развивается проект, что он принесёт городу и области, какие компании и на каких условиях уже стали резидентами? Об этом «АвтоСреде» рассказал руководитель филиала ОАО «Особые экономические зоны» в Самарской области Алексей Пахоменко.

- На каком этапе сегодня находится процесс создания ОЭЗ «Тольятти», и какие работы запланированы на 2014 год?

- Мы вплотную приближаемся к знаковому моменту – официальному запуску первой очереди ОЭЗ «Тольятти». В соответствии с графиками наших резидентов, к июлю будет завершено строительство инфраструктуры: сетей водоснабжения и водоотведения, газо- и электроснабжения, кабельных эстакад, очистных сооружений и дорог. Будет возведен административно-бытовой корпус с контрольно-пропускным пунктом. Подключение к энергоресурсам по постоянной схеме начнется уже во втором квартале текущего года. Все это позволит осуществить запуск первых производств компаний «Нобель Автомотив Русиа» (Турция) и «Эдша Тольятти» (Германия), а также сдать в эксплуатацию первый объект «Джей Ви Системз» - склад запасных частей. Строительство второй очереди ОЭЗ также начнется в этом году.

- Каковы преимущества для резидентов при размещении в ОЭЗ?

- Особая экономическая зона предоставляет широкий спектр льгот и преференций для компаний, которые решили строить свои производства на ее территории. Резиденты полностью обеспечиваются всеми необходимыми объектами инженерной инфраструктуры, подключение к которым осуществляется бесплатно. Впоследствии компании смогут на льготных условиях выкупить арендованный в ОЭЗ земельный участок. На резидентов площадки также распространяются пониженные налоговые ставки и таможенные льготы, при этом компании гарантированно защищены от неблагоприятных изменений в российском законодательстве. При реализации своих проектов в ОЭЗ инвесторы получают и административную поддержку, в частности, в рамках системы «одно окно», с помощью которой значительно упрощается взаимодействие резидентов с различными государственными структурами. Все это дает компаниям реальную возможность повысить рентабельность производства и существенно сократить сроки строительства предприятия «с нуля».

- На сегодняшний день в ОЭЗ привлечено 17 резидентов. Что это за компании?

- На данный момент основная масса инвесторов тольяттинской ОЭЗ – компании, работающие в отрасли автомобилестроения. Это связано с тем, что в Тольятти находятся их основные потребители – альянс «АВТОВАЗ-Рено-Ниссан», «Джи Эм-АВТОВАЗ». Однако резиденты ориентированы и на поставки в другие регионы, поэтому нельзя говорить, что они привязаны исключительно к «АВТОВАЗу» и тольяттинским компаниям.

Не менее успешно могут развиваться в особой экономической зоне и производства из других отраслей промышленности. Нашими резидентами, например, уже стали «Тольяттинская бумажная фабрика» и химическое предприятие «Праксайр Самара». Интерес к ОЭЗ «Тольятти» проявляют не только российские, но и зарубежные компании. Уже сейчас 13 из 17 наших инвесторов – это предприятия с участием иностранных партнеров. Это говорит не только об их интересе к российскому рынку, но и о высокой степени доверия к нашему проекту и тем условиям, которые им может предложить город Тольятти.

- Когда начнёт работу первое предприятие на территории ОЭЗ?

Планируется, что первой уже в июле этого года запустит свое производство компания «Нобель Автомотив Русиа» - «дочка» турецкой корпорации Orhan Holding A.Ş., специализирующейся на выпуске автокомпонентов. В сентябре этого года в ОЭЗ начнет работать высокотехнологичный завод по производству автокомпонентов немецкой компании «Эдша Тольятти». Компания будет выпускать петли дверей, капота, багажника, ограничители открывания дверей, рычаги ручного тормоза. Также к концу 2014 года сдаст в эксплуатацию свой первый объект (склад запасных частей) дочернее предприятие «Джи Эм-АВТОВАЗ» - «Джей Ви Системз», которое на сегодняшний день является якорным резидентом ОЭЗ «Тольятти».

- Будут ли привлекаться новые компании-резиденты?

- Работа по привлечению инвесторов ведется постоянно. С первых дней развития проекта мы участвуем в российских и международных выставках, конференциях, форумах, а также принимаем у себя делегации из разных стран, которые посещают Самарскую область и наш город. Сейчас уже можно говорить, что проект стал узнаваемым, и компании, заинтересованные в создании своих новых производств в России, сами обращаются к нам и приезжают посмотреть на процесс создания ОЭЗ в Тольятти. Переговоры ведутся с более чем сотней потенциальных инвесторов, и мы ожидаем, что в этом году у нас появятся новые резиденты.

- Среди резидентов много компаний, которые занимаются автокомпонентами. Это связано с тем, что Тольятти является, по сути, моногородом, Автоградом?

- Производителям автокомпонентов выгодно размещать свои предприятия в Тольятти, потому что здесь у них есть гарантированный рынок сбыта. Огромную роль играют и другие условия: логистика и развитая инфраструктура, наличие потенциальных поставщиков, квалифицированных кадров и т.д. Все это определяет, будет ли компания строить производство на данной территории или нет, и статус города как таковой здесь не является решающим фактором. У нашего региона и города уже имеются и все необходимые условия для размещения производств, и высокий промышленный потенциал, в том числе, в сфере автомобилестроения. Мы рассчитываем, что следом за производителями автокомпонентов в ОЭЗ появятся предприятия и из других отраслей промышленности.

- Правительство области активно поддерживает проект. Как осуществляется взаимодействие между ОЭЗ и губернскими властями?

- Проект такого масштаба не может быть реализован без поддержки региональных властей. ОЭЗ «Тольятти» находится на личном контроле губернатора Николая Меркушкина, которому ежемесячно докладывается о ходе реализации проекта. Глава региона и сам регулярно посещает строящуюся площадку ОЭЗ. Проект также находится под кураторством министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александра Кобенко. Так что со стороны губернских властей мы получаем необходимое содействие и в вопросах строительства, и в части привлечения новых инвесторов.

- Какие специалисты и в каком количестве требуются в ОЭЗ?

- Если говорить о тех 17 компаниях, которые уже являются резидентами, то они в общей сложности создадут более 5000 новых рабочих мест, в перспективе же в ОЭЗ смогут трудиться более 20 000 человек, преимущественно рабочих специальностей. Уже в прошлом году при участии наших резидентов было создано более 200 постоянных рабочих мест, а в этом году цифра может быть удвоена с учетом запуска первых производств. Вопрос подбора персонала является актуальным для всех наших компаний, некоторые из них уже приступили к набору сотрудников. Для содействия в данном вопросе, мы активно публикуем вакансии на официальном сайте ОЭЗ. Сейчас их размещено около 120 – это предложения резидентов, строительных организаций и нашей управляющей компании. Ожидается, что основной набор сотрудников будет проводиться в 2015 году, так как большинство наших резидентов планируют по графикам запускать производства в следующем году.

- В начале 2014 года было объявлено о высвобождении нескольких тысяч человек с ОАО «АВТОВАЗ». Будет ли ОЭЗ принимать на работу специалистов с автогиганта?

- Несомненно, наши резиденты, задействованные в автомобилестроительной отрасли, будут заинтересованы в приеме на работу людей, которые уже имеют соответствующий опыт и квалификацию. Специалисты, сокращенные с «АВТОВАЗа», смогут трудоустроиться в ОЭЗ, если их опыт и навыки будут соответствовать требованиям резидентов, возможно, некоторым придется пройти переподготовку.

- В чем выгода городу от ОЭЗ помимо количества рабочих мест?

- Особая экономическая зона будет способствовать социально-экономическому развитию, увеличению инвестиционного потенциала города и региона. Благодаря этому проекту мы привлекаем в Самарскую область новые технологии производства, причем в разных отраслях промышленности. Это в свою очередь позволит повысить качество и объем выпускаемой продукции, а также повысить валовый региональный продукт. Также это поспособствует повышению зарплат и общего уровня благосостояния жителей города и региона. Все эти процессы в перспективе будут способствовать в том числе диверсификации экономики области: Тольятти перестанут называть моногородом.

- После запуска ОЭЗ резиденты будут объединены только территориально, или все же будет какая-то управляющая структура?

- Филиал «ОЭЗ» в Самарской области и есть управляющая компания проекта ОЭЗ «Тольятти», которая сейчас занимается строительством инфраструктурных объектов на территории особой экономической зоны, а также осуществляет привлечение инвесторов. В дальнейшем, когда будут сданы все три очереди площадки, управляющая компания будет отвечать за эксплуатацию имеющихся объектов инфраструктуры, а также продолжать решать различные административные вопросы. Что касается резидентов, то они самостоятельно строят и развивают свои объекты на выделенных им участках ОЭЗ, которые в перспективе могут выкупить на льготных условиях. В перспективе, если потребуется территориальное расширение ОЭЗ, мы снова будем заниматься строительством инфраструктуры и поиском новых резидентов.

- Планка для вступления резидентов в ОЭЗ очень высока. Каким образом малый бизнес города может участвовать в ОЭЗ «Тольятти»?

- Для того, чтобы стать резидентом ОЭЗ и получить соответствующие преференции, промышленная компания должна вложить в свой проект не менее 120 млн. рублей. Но участвовать в работе площадки смогут и другие компании, просто они не будут иметь каких-либо особых льгот. Всем резидентам, так или иначе, потребуются различные услуги, от уборки помещений до IT-сопровождения. И здесь малый бизнес может проявить себя в полной мере.

- Предполагается ли какое-то участие резидентов и в целом ОЭЗ в строительстве дорог, развязок от ОЭЗ «Тольятти» к трассе М5?

- На данный момент есть два актуальных вопроса по развитию логистической инфраструктуры ОЭЗ. Во-первых, модернизация дороги «Тольятти – Ягодное», проходящей у северной границы площадки. Её проект готов, и уже в этом году начнется реконструкция дороги с расширением ее до четырех полос с развязками для въезда на территорию ОЭЗ. Данная задача активно решается региональным правительством.

Во-вторых, необходимо строительство дублера трассы М5 и моста через Волгу в районе Климовки. Это более сложная и стратегическая задача не только для нашего проекта, но и для будущего развития города и региона в целом. В данный момент уже ведется проектирование объекта, который будет построен, ориентировочно, к 2018 году. Решение этого вопроса невозможно без участия федеральных властей. Дублирующая М5 дорога имеет стратегическое значение для города и региона в целом: Тольятти перестанет быть тупиковым, получит прямой выход на федеральную трассу, не говоря о том, что будет разгружен городской транспортный узел. Кроме того, это даст возможность развивать другой берег Волги, тем самым открыв новые возможности для развития города и региона.

Беседовала Евгения Подробняк


Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  

 
Scroll to up